ГОШОВСКИЙ, Владимир Леонидович, род. 25 сентября 1922,
Ужгород, Закарпатье (в то время адм. обл. Подкарпатская Русь в сост. Чехословакии), – ум. 30 декабря 1996, Львов, Украина, — советский и украинский музыковед,
фольклорист, исследователь славянской музыки, внес крупный вклад в изучение музыкальной культуры Закарпатья. Кандидат искусствоведения (1972; в качестве
диссертации во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания Министерства культуры СССР была защищена книга «У истоков народной музыки
славян: Очерки по музыкальному славяноведению», М., 1971). Член Союза композиторов СССР (с 1961). Профессиональный гитарист. Мать - Евгения
Николаевна, родилась в Тифлисе (Тбилиси) в армянской семье, пианистка, училась в Пражской консерватории, отец - Леонид Васильевич, родился в с. Ролев
(Дрогобычщина), в семье греко-католического священника, юрист, в 1919-1938 гг. служил ужгородским окружным начальником. В Ужгород родители переехали из
Праги в 1919 г. после присоединения Закарпатья к Чехословакии. В семье Гошовских было четверо сыновей: Николай, Александр, Василий и Владимир. Все
они с детства занимались музыкой под руководством старинной приятельницы матери еще по учебе в Грузии Веры Карловны Ромишовской – певицы и скрипачки,
воспитанницы Тифлисской, Пражской и Венской консерваторий, основавшей в Ужгороде свою частную музыкальную школу (на базе этой школы в 1946 г. было
открыто Ужгородское музыкальное училище). Под ее руководством в 1932-34 гг. в Ужгородской гимназии на школьных праздниках выступал семейный струнный
квартет братьев Гошовских. Владимир с шести лет учился игре на фортепиано и скрипке, а чуть позже и на гитаре. После присоединения в 1938 году
Подкарпатской Руси с городами Ужгород, Мукачево и Берегово к Венгрии, семья переехала сначала в г. Хуст (ставший временной столицей Карпатской Украины),
а затем в Прагу, где в 1940 году В. Гошовский завершил обучение в гимназии и в том же году поступил на историко-филологический факультет пражского
Карлового университета. В университете изучал славянскую филологию и этнографию, арабистику, сравнительное языкознание, европейские языки
(немецкий, итальянский, испанский), посещал лекции по музыкологии. В 1944 году окончил университет, защитив диссертацию на тему «Этнографический
анализ творчества Н. В. Гоголя», за что получил звание доктора философии. Кроме того, находясь в Праге, совершенствовался в игре на гитаре, в
частности, много времени уделял ознакомлению с гитарной литературой, хорошо представленной в нотном отделе Центральной библиотеки Праги, а также получил
несколько консультаций у приезжавшего в то время в Чехословакию с концертами испанского гитариста Анхела Иглесиаса (Angel Iglesias). В январе 1946 года
В. Л. Гошовский вернулся в Ужгород, где поступил на работу научным сотрудником и заведующим этнографическим отделом Закарпатского
государственного историко-краеведческого музея (1946-1948). Одновременно продолжал занятия музыкой: в 1948 году экстерном окончил Ужгородское
государственное музыкальное училище, а еще через пять лет, в 1953 году (также экстерном) - оркестровый факультет Львовской государственной консерватории им. Н. Лысенко
(в Киевской консерватории экстерном сдал также экзамен по специальности шестиструнная гитара). В эти же годы активно занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ужгородском музыкальном
училище (в 1948-49 и 1953-56 гг. - заведующий отделом народных инструментов) и в музыкальной школе домру, шестиструнную гитару и балалайку, организовал в
этих учебных заведениях оркестры народных инструментов. В училище вел также курсы гармонии и музыкального фольклора. Одновременно преподавал три
иностранных языка в музыкальном училище, общеобразовательной школе, а также немецкий язык в Ужгородском государственном университете (1955-59). С 1953
г. выступал как музыкальный рецензент в газетах «Советское Закарпатье», «Закарпатська правда» и др. (псевд.: Л. Вега; Л. Владимиров). В 1952-1955
годах занимался концертно-исполнительской деятельностью как гитарист. Несмотря на то, что в последующие годы профессиональные интересы В. Л. Гошовского
почти полностью сосредоточились на исследованиях в области народной песни, он не оставлял без внимания и гитару, следил за развитием гитарного
исполнительства в стране и за рубежом, интересовался новой гитарной литературой, публикациями о гитаре и гитаристах. В 1971 году в журнале
«Советская музыка» была напечатана его обстоятельная рецензия на книгу Б. Л. Вольмана «Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары»
(Л., Музыка, 1968). А автор самой книги, говоря в ней о В. Л. Гошовском, особо
отметил, что "с его именем связано развитие гитарного искусства в Закарпатье" (с. 181).
С 1955 года В. Л. Гошовский начал систематически собирать и записывать народные песни. Только в течение первого десятилетия
собирательской деятельности им было записано свыше 1600 песен из 60 сел Закарпатья и еще несколько сотен в селах соседних областей карпатского
региона. С 1961 по 1969 г. работал в Львовской государственной консерватории им. Н. Лысенко (ныне Национальная музыкальная академия им. Н.
Лысенко) сначала на должности преподавателя домры и руководителя оркестра народных инструментов, а затем доцента кафедры теории музыки и композиции. В
этот период начал активно трудиться над созданием каталога украинских народных песен. Основал при консерватории Кабинет музыкальной фольклористики
(народной песни), ставший заметным центром развития украинской и в целом славянской этномузыкологии.
Начиная с середины 1960-е годов В. Л. Гошовский заявляет о себе как о деятельном поборнике применения в фольклористике и музыковедении новейших
методов и научных технологий, в первую очередь, достижений кибернетики, и публикует ряд работ, положивших начало советской кибернетической
этномузыкологии. В 1964 г. в журнале «Советская музыка» (№№ 11, 12) появляется его статья «Фольклор и кибернетика», в которой были впервые
изложены методы анализа народных песен (колядок, бытующих у восточных, западных и южных славян) на основе принципов лингвистики и кибернетики и
показан опыт их применения. Вскоре после этого издаются «Принципы и методы систематизации и каталогизации народных песен в странах Европы:
Историко-критический очерк (Материал для обсуждения)» (1966) и «Комплексный анализ песен. (Аналитические карты Генерального Каталога русской народной
песни)» (1967). В 1966 г. выходит статья «Семиотика в помощь фольклористике» (Сов. музыка, 1966, № 11), в которой ученый говорит о значении науки о
свойствах и законах знаковых систем при изучении напевов лирических песен.
Результатом многолетней деятельности В. Л. Гошовского в направлении создания эффективного музыкально-фольклорного каталога явилась разработанная им
кибернетическая система анализа и каталогизации народных песен УНСАКАТ (Универсальный структурно-аналитический каталог), представленная в середине 1970-х гг. |