ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
ИВAНОВ-БОРЕЦКИЙ

музыковед,
композитор и педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Михаил Владимирович Иванов-Борецкий (1874-1936)ИВÁНОВ-БОРЕЦКИЙ, Михаил Владимирович, род. 4 (16) июня 1874, Москва – ум. 1 апреля 1936, там же, — русский советский ис­торик и теоретик музыки, композитор, педагог, музыкально-общест­вественный деятель. В 1896 г. окончил юридический факультет Мос­ковского университета. Изучал теорию композиции у Н. С. Кленов­ского (1894-96, Москва), Н. А. Римского-Корсакова (1898-1900, Петербург); занимался историей музыки во Флорен­тийской консерва­тории у А. Фалькони (1903-1904). По возвращении в Москву участво­вал в работе Московской симфонической капел­лы, общества "Музы­кально-теоретическая библиотека", организо­вал кружок "Комическая опера", где была поставлена его опера "Адольфина" (1908), препо­давал на Пречистенских рабочих курсах. После 1917 года работал в общественных организациях, научных институтах (в т. ч. учёным сек­ретарем ГИМНа – Государственного института музыкальной науки). Был депутатом Моссовета двух созывов (в 1927-31). С 1922 года был профессором Московской консерватории (класс истории музыки), где создал Научно-исследовательское отделение (1923), был проректором по учебной части (1929-30), руководил историко-теоретической кафедрой и институтом аспирантуры (1932-34). Среди учеников – Д. В. Житомирский, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, А. А. Соловцов, В. Э. Ферман и др. Сотрудничал в энциклопедическом словаре Гранат, в БСЭ и МСЭ, в 11-м издании Музыкального словаря Римана и др. Входил в состав редколлегии журнала "Музыкальное образо­вание" (1925-30), выпустил сборник "Музыкальное наследство" (вып. 1, 1935). Под его редакцией переведена и издана серия монографий западно-европейских учёных, напечатан ряд вокальных произведений зарубежных композиторов (в т. ч. опубликованные им, частично впервые, дуэты Ф. Дуранте). М. В. Иванов-Борецкий являлся одним из создателей советской школы исторического музыковедения в области зарубежной музыки, крупнейшим специалистом по истории музыки эпохи Возрождения и XVII-XVIII вв. Для его исследовательской работы характерно углублённое обращение к первоисточникам. Учёный извлёк много нотных и литературных материалов в архивах России и Италии, которые частично использованы в его музыкально-исторической хрестоматии (с ценными комментариями и обширными введениями), в сборнике материалов по истории музыки (издан т. 2, посвященный XVIII веку). В своих лекциях и трудах он подчёркивал прогрессивную роль итальянской инструментальной музыки и оперы в подготовке классического стиля, важнейший вклад романских стран в развитие оперы XIX в., непреходящее значение для современности бетховенского симфонизма. Опубликовал статьи о Л. Бетховене, И. С. Бахе, Г. Ф. Генделе, Э. Т. А. Гофмане, Дж. Россини, о двух операх А. Гретри, о деятельности Дж. Сарти в России. Изучая музыку в связи с общественными условиями, М. В. Иванов-Борецкий сделал интересные исторические наблюдения, хотя в некоторых работах не избежал схематизма. Принципиальное значение имела его концепция ладовой основы полифонической музыки XV-XVI веков, исходившая из постепенной кристаллизации мажора и минора в живом интонировании этой музыки. Впервые концепция была изложена им в докладе на музыкальной секции Российской академии художественных наук в 1924 году, затем в статье "О ладовой основе полифонической музыки" ("Пролетарский музыкант", 1929, No 5) и в дополнениях к русским переводам работ Л. Шевалье и Ж. Комбарьё.

Б. С. Штейнпресс.
Музыкальная энциклопедия. Т. 2, С. 484-48.]


М. В. Иванову-Борецкому принадлежит предисловие к книге П. С. Агафошина "Новое о гитаре" (М., Госиздат, Музыкальный сектор, 1928), в котором он всецело поддержал устремление автора «выяснить преимущества испанской шестиструнной гитары над нашей ее "любительской" разновидностью» и рекомендовал эту работу как «горячую и убедительную защиту и пропаганду более совершенного типа гитары». К сожалению, выступая, по его собственному выражению, за «всё "первосортное" – как в типах тех или иных инструментов, так и в области музыкальной литературы», М. В. Иванов-Борецкий не удержался от уничижительного отзыва о семиструнной гитаре. Давая ей характиристику, он, в частности, писал: «В истории гитары у нас, в области "Hausmusik" (домашней музыки), использование этого инструмента для аккомпанемента "романсам" решительно преобладало, и, может быть, в силу этого в нашей стране укоренился такой тип гитары (семиструнка), который, по легкости овладения техникой игры на нем, больше отвечал невзыскательным требованиям любителя, чем тот ее тип, который вырабатывался в течение долгого времени на родине этого инструмента. Между тем западноевропейский тип гитары, гораздо более технически совершенный, имел и имеет настоящих крупных виртуозов профессионалов и обладает неизмеримо более значительной литературой». Заняв в вопросе о двух типах гитар позицию на укоренение на русской почве шестиструнной гитары не наряду, а вместо семиструнной гитары, М. В. Иванов-Борецкий тем самым поддержал своим авторитетом линию на вытеснение семиструнной гитары из русской национальной музыкальной культуры.

В свою "Музыкально-историческую хрестоматию" инструментальной музыки в 3-х выпусках (1-е изд., 1929) М. В. Иванов-Борецкий включил в число "образцов музыки"  несколько сочинений для лютни (А. де Мударра, Л. Милан, Л. де Нарваес, В. Галилей и др.).

СОЧИНЕНИЯ: оперы, в т. ч. Адольфина (пост. 1908), Колдунья (1914, запрещена царской цензурой, пост. 1918, Народный дом, Москва); симф. сюита (1893); фп. трио, струн. трио; фп. пьесы, хоры, романсы, музыка для драм. т-ра.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: серия брошюр [Орландо Лассо, М., 1908 (подписана В. А. Булычев); Палестрина, М., 1909; Мендельсон, М., 1910; Шуман, М., 1910; Жоскин де Прэ, М., 1910 (подписана Е. Г. Яковлева)]; "Кармен" (опера Бизе), М., 1924; Таблицы по общей истории музыки, таблица первая, М., 1924; Первобытное музыкальное искусство, М., 1925, 1929; Пять лет научной работы Государственного института музыкальной науки (ГИМНа), М., 1926; Бетховен. Биографический очерк, М., 1927; Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 1-3, М., 1929, перераб., вып. 1-2, М., 1933-36; Материалы и документы по истории музыки, т. II. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия), М., 1934 (под ред. М. В. Иванова-Борецкого).

ЛИТЕРАТУРА: Ливанова Т., М. В. Иванов-Борецкий, "СМ", 1934, No 9; Иванов-Борецкий Д., Искрин М., Выдающийся музыкант, "СМ", 1961, No 8; Ливанова Т. Н. М. В. Иванов-Борецкий, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., М. В. Иванов-Борецкий, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; Mазель Л., Энтузиаст науки, "СМ", 1971, No 4; Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Статьи и исследования. Воспоминания о нём. Сост., ред., вступит. статья и прим. Т. Н. Ливановой, М., 1972.

 
Рейтинг@Mail.ru