ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
КРАСЮКОВ

краевед, гитарист,
историк гитары
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Александр Павлович КрасюковКРАСЮКОВ, Александр Павлович, род. 27 января 1949, слобода Будённая Будёновского р-на Воронежской области, Россия, - российский гитарный общественный деятель, краевед, гита­рист-любитель и композитор. Председатель Во­ронежского центра гитары, созданного по его инициативе 27 июля 2004 года при Воронежском региональном отделении Всероссийского Музы­кального Общества. По основной профессии - экономист. Заслуженный экономист Российской Федерации (1995). Член Всероссийского Музы­кального общества, Воронежского историко-культурного общества, Воронежского областного совета краеведов. Награжден медалями Между­народного Союза музыкальных деятелей (МСМД) и Шаляпинского Центра МСМД («Сергей Орехов – великий русский музыкант (гитара)», 2008), дипломами «За высокое исполнительское мас­терство и артистизм» в рамках общественной деятельности любительских организаций по про­паганде гитарного искусства» Всероссийского Музыкального Общества (2006) и «За большой творческий вклад в сохранение, развитие и популяризацию культуры города Воронежа» Управления культуры администрации городского округа город Воронеж (2007). Ведет активную и плодотворную работу по сбору и систематизации материалов по истории воронежской гитарис­тики, автор историко-культурных и аналитиче­ских работ по истории гитары: «Генерал-гита­рист Саренко» (2004), «Воронежские гитаристы в энциклопедических трудах» (2005), «Летопись Воронежской гитаристики. XIX век» (2006), «Слепухов - музыкант Большого Театра» (2007), «Орехов в Воронеже» (2010), «Саренко. Жизнь и гитара» (2012), а также ряда статей в газете «Воронежский курьер», журналах и альманахах «Белорусская гитара», «Воронежское подворье», «Человек, творчество, инициатива», «Воронежское краеведение» (в том числе в соавторстве).

Родители - отец Красюков Павел Антонович (1917-1981), участник Великой Отечественной войны, награждён многими государственными наградами, кандидат сельскохозяйственных наук, работал доцентом Воронежского государственного университета; мать - Вера Михайловна Красюкова (р. 1923) работала учителем в школе.

В 1970 году окончил экономический факультет Воронежского государственного университета, три года работал в системе управления материально-технического снабжения Центрально-Чернозёмного экономического района (УМТС ЦЧЭР). В 1973-1975 гг. служил офицером в танковых войсках на Дальнем Востоке под Благовещенском. После армии работал на Воронежском электромеханическом заводе (в дальнейшем ПО «Воронежагрегат») начальником финансового, а затем планово-экономического отделов (1975-1986). В 1986 г. был переведён на должность заместителя начальника Областного управления местной промышленности по экономике. Избирался делегатом I съезда Союза арендаторов и предпринимателей СССР (1990). Основатель первого в Воронеже акционерного общества «Паритет» (1991). С 1995 года перешел на работу в АКБ «Пётр Первый» (переимено­вывается в «Воронежский Промышленный Банк» и далее входит в состав АКБ «Инвестбанк»). Автор книг по экономике, среди них: «Арендная форма хозяйствования» (Воронеж, 1990), «Теоретические основы и практический опыт создания акционерного общества» (Воронеж, 1991). В соавторстве с В. М. Абакумовым написал очерк истории банка - «Воронежский Промышленный Банк от Александра II до Путина: ист. первого воронеж. банка 1867-2002 (к 135-летию основания)» (Воронеж, 2002).

Первым учителем игры на гитаре была мать, которая по-любительски неплохо играла на семиструнном инструменте, писала стихи. Отец также увлекался музыкой, наизусть знал почти весь оперный и симфонические репертуар Воронежского музыкального театра и Филармонии; из инструментов особенно любил гитару и мандолину, на которой замечательно исполнял «Чардаш» Монти. Почувствовав интерес к музыке, по самоучителю В. М. Юрьева начал осваивать семиструн­ную гитару. Поскольку, однако, его молодость пришлась на «время Битлз» и всеобщего увлечения электрогитарой (а они были, как правило, испанского строя*), со временем перешел на шести­струнную. Большое влияние на молодого гитариста, вдохновенно наставляя его премудростям инструмента, просвещая и зажигая своим необыкновенным энтузиазмом, оказал известный воро­нежский педагог и исполнитель Юрий Васильевич Воронцов, который дружил с его отцом и часто играл на гитаре у них дома. До настоящего времени А. П. Красюков бережно хранит гитару, на которой в своё время великолепно и с блеском играл у них Юрий Васильевич. Положительную роль в отношениях играло и то, что Красюковы и Воронцовы жили в одном дворе. В 2004 году по просьбе А. П. Красюкова материалы о его наставнике были включены М. С. Яблоковым в изданную в Тюмени «Энциклопедию гитарного искусства», где размещена фотография Ю. В. Воронцова.

В период обучения в университете А. П. Красюков продолжал осваивать инструмент и поступил в Музыкальную студию к А. А. Касьянову, который в то время оканчивал Воронежское музыкальное училище (ныне - имени Ростроповичей). Следует отметить, что Касьянов занимался по классу преподавателя Е. Г. Лабунского, получившего в свою очередь образование у самого А. М. Иванова-Крамского (это единственный в Воронеже ученик Иванова-Крамского).

Эмблема Фестиваля джазовой музыки (Воронеж, 1971 г.)В университете А. П. Красюков создал квинтет «Кон-Тики» (Л. Красюкова - фортепиано, А. Красюков - гитара-соло, В. Щенников - гитара-бас, В. Сибель - ударные, Е. Леонова - вокал), в которой играл на электро­гитаре. Группа отдавала предпочтение исполнению собственных сочинений. В 1971 г. она была номинирована выступить первым номером на открытии 3-го Всесоюзного джазового фестиваля в Воронеже с двумя композициями собственного сочинения по мотивам стихов воронежского поэта А. В. Кольцова («Не шуми ты, рожь», муз. А. Красюкова, и «Музыкальная картинка», муз. Л. Красюковой). В фестивале тогда приняли участие лучшие коллективы из Воронежа, Днепропетровска, Еревана, Калуги, Куйбышева, Ленинграда, Липецка, Москвы, Саратова и Тулы. По досадному стечению обстоятельств во время перевозки аппаратура группы «Кон-Тики» была повреждена и выступление, в которое было вложено много творческих сил, не состоялось.

Работая в системе УМТС ЦЧЭР, А. П. Красюков выступал на музыкальных вечерах в дуэте с коллегой по работе В. Сибиркиным. Исполнялись в основном произведения М. Каркасси, представленные в его школе. Участвовал также в хоре управления. Особенно тепло слушателями воспринималась песня композитора М. Г. Фрадкина (1914-1990) «Течёт река Волга», расписанная на голоса.

Лейтенант А.П. Красюков. Хабаровск, Дальний Восток, 1973 г.Служить А. Красюков поехал с гитарой. В своей автобио­графии он вспоминает:

«Путь был долгий – 7 суток. Гитара скрашивала путь всему вагону. Пассажиры с удовольствием слушали мои песни. В дороге я вёл дневник, который по прошествии нескольких десятилетий кажется чуть ли не сказкой. Некоторые выдержки: "2 сентября 1973 г. проезжали Иркутск. Город был окутан густым туманом. Вышел на перрон и спел пару своих традиционных песенок: "Ах, как я еду" и "Беспредельная женщина" (…беспредельная женщина мне кивнула в окно, с уходящего поезда, это было давно)". "4 сентября 1973 г. станция "Ерофей Павлович". Два часа пел. Традиционно большой спор (а что еще делать пассажирам) вызывает "Беспре­дельная женщина": что значит "беспредельная женщина", суще­ствуют ли такие в реальности?" И так дальше – Ушумун, Архара, Биробиджан, Хабаровск. Всю дорогу от Воронежа до Хабаровска пассажиры переписывали песни и просили адрес».

В армии писал песни о военной жизни, которые быстро становились популярными в гарнизоне. Уже после демо­билизации ему приходили письма с теплыми отзывами и пожеланиями сибиряков и дальневосточников не остав­лять занятий музыкой. По прошествии десятилетий "од­нополчане" продолжали писать, что его песни остались с ними яркой и светлой страницей их службы в армии. Уволившись в августе 1975 г. в запас, А. П. Красюков осуществил свою давнюю мечту: поехал во Владиво­сток, где сыграл и спел на берегу Тихого океана у залива «Петра Великого»!
 


*   Советский ежемесячный производственно-массовый журнал «Служба быта» (1967) сообщал, впрочем, и о электрогитарах «русского строя»: «Выпущена также семиструнная электрогитара русского строя. Родина ее – Ленинград, фабрика имени Луначарского. К гитаре продается усилитель и динамик. Стоимость комплекта – 35 рублей» .

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru