ОФИ, Матания (Matanya Ophee), род. 15 июня 1932, Иерусалим,
Палестина/Израиль, — ум. 6 ноября 2017, США, — американский музыковед, гитарист, историк гитары, публицист и издатель музыкальной литературы.
Владел как шестиструнной, так и семиструнной гитарой. Родился в семье выходцев из бывшей Российской империи: отец, Аарон Полак, родом из украинского Кременчуга, приехал в Палестину в 1910 году, мать,
Йохевет, родилась в Галилее, но корни по материнской линии – в Минске, откуда в конце XIX века прибыла семья ее матери. Владел несколькими языками: английским, французским, итальянским,
немецким, испанским и русским, который выучил уже в зрелые годы. В начале 1980-х годов познакомился с прибывшей из Ленинграда в Америку музыковедом Маргаритой Львовной Мазо (затем профессором музыковедения Университета штата Огайо),
которая вскоре стала его женой, другом и помощником. В молодые годы перепробовал множество занятий: в киббуце ухаживал за лошадьми, был сборщиком фруктов,
водителем большегрузного автомобиля, работал печатником, торговал книгами вразнос. Служил в армии обороны Израиля: в 1952-1953 гг. был кадетом летной школы, по окончании летал на военных самолетах разного типа,
участвовал в четырехдневной Синайской войне 1956 года, несколько лет был инструктором полетов. После демобилизации перешел в сельскохозяйственную авиацию.
Матания Офи с гитарой работы русского гитарного мастера
Михаила Васильевича Ерошкина (1870-1922)
Гитарой начал заниматься в 1955 г. сначала у Эстер Брумбергер (Esther Bromberger), ученицы Луиджи Моццани,
а позднее у испанца Хосе Пелта (Jose Pelta) и Менаше Бакиша (Menache Baquiche). В 1960-62 годах учился
у Ричарда Пика (Richard Pick) в Чикаго. В дальнейшем изучал теорию музыки у Жерара
Ле Кота (Gerard Le Coat) в Консерватории Лозанны в Швейцарии (1963) и композицию в Израиле, в классе американского композитора Эли Ярдена
(Eli Yarden, 1964). В этот период он особенно увлекался творчеством испанских композиторов – Исаака Альбениса, Франциско Тарреги, Фернандо Сора, пьесы
которых стали для него школой мастерства.
В 1965 году эмигрировал в США, где в 1970 году получил американское гражданство. Поскольку преподавание гитары в Америке 60-х
годов не давало достаточных средств для существования, поступил на службу вторым пилотом в коммерческую американскую
авиакомпанию Мохаук Эйрлайнз (Mohawk Airlines, впоследствии ставшую ЮС Эйрвэйз / US Airways). На протяжении всех лет работы в авиации не расставался с гитарой
и продолжал заниматься музыкой. В начале 70-х годов играл в небольшом ансамбле камерной музыки в Конкорде, штат Нью-Хэмпшир. Гитара
стала неотъемлемой частью его жизни, а интерес к музыке и ее истории (гитарной, в особенности), возрастал с каждым днем.
Матания Офи все свободное время посвящал серьезному изучению музыкальной литературы, исследованию неизвестных или
малоизвестных страниц гитарной истории, новому открытию забытых имен гитарных композиторов и исполнителей, поиску
неопубликованных или давно не переиздававшихся произведений, настойчиво работая ради этого в многочисленных
библиотеках и архивах... В конечном итоге это позволило ему чуть позднее с полным правом сказать о себе: "Я стал историком-музыковедом".
В 1988 году ушел из авиации и полностью посвятил себя музыке и гитаре.
В начале 1980-х годов Матания Офи заинтересовался историей гитары в России. В значительной степени именно благодаря его усилиям на
Западе стали широко известны имена многих русских и советских гитарных композиторов и исполнителей. Со многими из живущих или
недавно ушедших гитаристов России и СССР у него установились дружеские отношения, поддерживаемые не только перепиской, но и
личными встречами как в России, где он неоднократно бывал, так и на международных фестивалях вне ее. Издатель и
музыкант равно любил как шестиструнную гитару (все его нотные сборники – для шести струн), так и семиструнную, на которой с
удовольствием играл сам, и не склонен был их противопоставлять. Без преувеличения можно сказать, что Матания
Офи много сделал для возрождения интереса в том числе и к русской семиструнной гитаре, причем не
только в Америке (где благодаря ему появилось немало музыкантов, заинтересовавшихся этим инструментом), но и в самой России.
Первые страницы статьи М. Офи "Гитара в России",
опубликованной в итальянском журнале "il Fronimo" (№ 58, 1987, стр. 8-22).
В 1978 году Матания Офи основал в Нью-Хэмпшире издательскую компанию "Эдишенз Орфи" (Editions Orphee), которая позднее
перебралась в Бостон, а с 1984 г. располагается в административном центре штата Огайо г. Колумбус. Компания получила мировую известность как ведущее
издательство гитарной музыки и книг .
Матания Офи часто выступал с лекциями о гитаре, написал сотни статей по истории этого инструмента, многие из которых переведены на итальянский, испанский, французский, польский,
японский, русский языки, и опубликованы в ведущих гитарных журнал мира. Выпущенные им сборники сочинений для гитары и лютни многократно отмечались призами Всеамериканской ассоциации
музыкальных издательств – за оригинальность представленных материалов и высокое качество оформления. Одна лишь популярная серия «Русская коллекция» с маркой Editions
Orphee на сегодняшний день насчитывает десять сборников, куда вошли не только произведения гитаристов, живших в XIX веке: Андрея Сихры, Александра Варламова, Михаила
Высотского, Владимира Моркова, Николая Александрова, Семена Аксенова, Федора Циммермана, – но и многих советских и современных русских композиторов: Бориса Асафьева, А. М.
Иванова-Крамского, Сергея Руднева, Владислава Успенского, Софии Губайдулиной, Никиты Кошкина, Сергея Орехова, Анатолия
Ольшанского и др. В издательстве вышли также сочинения М. С. Павлова-Азанчеева, А. А. Агибалова, Н. Борисловой, современного украинского
гитариста и композитора А. Андрушко (род. 1976). С некоторых пор издательство стало публиковать ноты не только для гитары, но и для арфы, скрипки, фортепиано.
За большой в клад в издательство литературы для гитары и пропаганду гитарного искусства М. Офи был удостоен Гитарной ассоциацией Америки
(GFA, Guitar Foundation of America) звания "Лидер отрасли" (Industry Leadership Award) за 2011 год.
Статья подготовлена по материалам интернет-публикаций и статьи Валерия САНДЛЕРА
"Гитара уходит в небо. Беспосадочный полет играющего летчика"
См. также: персональная страница Матании Офи
на livejournal.com
и сайт издательства Editions Orphee
"Гитаристы и композиторы:
Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь" –
Матания Офи |