ПОПОВ, Арсений Владимирович (1892-1977), – российский гитарист и
педагог, собиратель гитарной литературы. Сыграл заметную роль в развитии
гитары в России. Издавал бюллетень "Из блокнота гитариста", служивший
ценнейшим источником информации о мировых гитарных событиях. Вел обширную
переписку и обмен гитарными материалами с виднейшими гитаристами,
руководителями гитарных организаций, клубов и издательств Европы и Америки.
Фотография, приложенная А. В. Поповым к письму
американской гитаристке Ваде Олкотт Бикфорд (1885–1980)
Надпись на обороте фотографии:
To M-me Vahdah Olcott Bickford with kindest regards. A. Popoff
Tomsk - Siberia 15/XII - 1955
Not a good picture but it will give you some idea of your friend-guitarist
in far-away Siberia. A. P.
(М-м Ваде Олкотт Бикфорд с самыми добрыми пожеланиями. А. Попов.
Томск - Сибирь. 15/XII - 1955
Не очень хорошая фотография, но она позволит Вам составить некоторое
представление о Вашем друге-гитаристе в далекой Сибири. А. П.)
А. В. Попов родился в 1892 году в порту Корсаковском на Сахалине в семье ссыльных переселенцев. В
1904 году туда пришли японцы, и семья решила переехать на Большую землю. Так
они с отцом (мать умерла раньше) попали в Восточную Сибирь и обосновались в
Томске. Отец сильно пил и вскоре в 1906 году умер. В 13 лет Арсений стал
батраком, но не сломился перед трудностями. В этом ему помогала
прирождённая любовь к книгам и стремление к самообразованию. Он начал
заниматься игрой на скрипке. До 1911 года батрачил в разных деревнях и
самостоятельно изучал различные науки, поступил на курсы маслоделания и стал
неплохим специалистом. В 1914 году его призвали в армию, но по состоянию
здоровья Арсений был переведён в музыкальную команду. Будучи от природы
любознательным и прилежным он хорошо выучил музыкальную грамоту, научился
писать ноты, получил хорошие навыки игры в ансамбле. Дальнейшая его жизнь
связана с Томском, крупным культурным центром и университетским городом в
Сибири, куда Попов переехал после демобилизации. По началу он играет на
семиструнной гитаре, позже переходит на шестиструнную. С 1918 года работал в
Томске и области в основном по своей специальности "маслоделание", с 1929
года – преподаватель сельхозтехникума, потом преподавал в других учебных
заведениях. Помимо самостоятельных занятий гитарой у него в эти годы
проявляется большой интерес к изучению иностранных языков. Ещё в 1916 году
Арсений Попов увлёкся эсперанто, с начала 20-х годов начинает заниматься
английским и немецким языками, в 1928 учится на курсах иностранных языков
при Томском университете. Польский, французский и испанский он изучил
самостоятельно. В 20-е годы Арсений Попов начал переписку и обмен нотной
литературой с гитаристами в Европе и Америке. Можно предположить, что в
20-30-е годы он был одним из самых информированных людей в СССР в области
гитарной жизни за рубежом, был знаком заочно с известными гитаристами многих
стран мира. В 1929 году Попов основал в Томске Общество гитаристов, в 1942
году открыл впервые в Сибири класс гитары в музыкальной школе. В 1945 стал
преподавать гитару в местном музыкальном училище, где проработал на
отделении народных инструментов до 1951 года, когда был уволен по сокращению
штатов и как не имеющий права преподавать в училище. В том же году при
томском Доме учёных организовал гитарный ансамбль. С 1948 года болел острой
формой гипертонии, перенёс операцию на глазах, что однако не помешало ему выпустить
27 номеров самиздатовского машинописного бюллетеня "Из блокнота гитариста",
выходившего в 60-70-е годы. Материалы он брал в основном из собственной
обширной переписки с зарубежными гитаристами, гитарных журналов и нот,
которые получал из разных стран мира. Путём взаимного обмена обогащалась
и нотная библиотека Попова, собирались уникальные материалы. В свою очередь
Попов посылал ноты и журналы своим корреспондентам по всей России, где его
друзья, тоже на машинках, делали копии в 5-10 экземплярах, распечатанных
под копирку. Это был типичный самиздат, правда, без политики.
Поражает упорство этого больного человека, его благородное желание
рассказать о гитаре и гитаристах другим людям. В своих статьях, напечатанных
также в некоторых зарубежных странах, он даёт информацию о гитарной жизни в
СССР. Попов, возможно, один из первых в России, обращает внимание на жанр
гитарного концерта. Этой теме он посвящает большую статью "О концертных
произведениях для гитары с оркестром", которая была напечатана в польском
журнале "Порадник музычны" в 1971 году. В частности, он указывает и дату
первого исполнения гитарного концерта в XX веке – 5 февраля 1933 года, когда
прозвучало сочинение мексиканского гитариста и композитора Михаэля Адаме.
Он отмечает в этой связи, что Сеговия лишь в 1939 впервые исполнил Первый
гитарный концерт Марио Кастельнуово-Тедеско и "Южный концерт" Мануэля Понсе
во время своих гастролей по США. В этом обзоре Попов приводит список 100
гитарных концертов, написанных в период между тридцатыми и шестидесятыми
годами, часто с указанием издательства или страны. К сожалению,
отечественные музыкальные журналы не заинтересовались обширными знаниями
гитариста и ничего не писали на эту тему.
Источник: Рехин И. В. Вариации на тему "Гитара в России". Субъективные
заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора // Журнал
"Гитаристъ", № 1, 2006.
|