ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВИКТОР ИВАНОВИЧ
ПОПОВ

искусствовед,
писатель, публицист
Россия

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

В 2009 году небольшим тиражем издал в двух книгах объемный труд "Диалоги о гитаре... И не только о ней" (Санкт-Петербург, ИД "Петрополис", 2009), содержащий записи его многочисленных бесед и интервью с музыкантами, иллюстрированный редчайшими фотографиями. Материалы к книге писались и накапливались в течение более 20-ти лет. Собеседниками автора стали более шестидесяти гитаристов из разных городов бывшего СССР, среди которых лауреаты различных международных, всероссийских и республиканских конкурсов, заслуженные и народные артисты, заслуженные деятели искусств: москвичи – А. Бардина, А. Виницкий, Н. Комолятов, А. Кузнецов, В. Кузнецов, В. Маркушевич, А. Мартынов, С. Мирзоян, П. Панин, И. Рехин, В. Терво, А. Фраучи, В. Хлоповский; свердловчане – Е. Блинов, П. Евладов, Л. Зонов, Е. Сапогова, А. Силин, Э. Соколов; киевляне – В. Жадько, А. Ренгач; ленинградцы – М. Гольдорт, К. Попов; харьковчане – В. Доценко, А. Довбня, С. Овчаренко, В. Поляков, М. Суд; а также А. Зимаков (Томск), С. Руднев (Тула), В. Митяков (Нижний Новгород), А. Агибалов (Бишкек), Т. Титович (Миасс), А. Бурханов и Ю. П. Кузин (Новосибирск), А. Шлёнчик (Чернигов), В. Козлов (Челябинск), Д. Милованов (Каменск-Уральский) и др., многие зарубежные гитаристы, гитарные мастера, представители других искусств.

 

Сам автор об этой своей работе и истории ее появления говорит следующее:

На страницах представляемой книги её герои делятся с читателем сокровенными секретами своего творчества, становления, своего музыкального опыта. Если в немногочисленных русскоязычных источниках М. Стаховича, В. Русанова, П. Агафошина, М. Иванова, Б. Вольмана, в уникальном словаре-справочнике М.Яблокова содержится история российской гитары за 200 лет, то в «Диалогах о гитаре» – её сегодняшний день. Тут также продолжение летописи зарубежной гитарной жизни.

Вначале случайно, а потом целенаправленно встречаясь с музыкантами, осуществляя совместные мероприятия (или, как теперь говорят, совместные проекты), автор беседовал с ними «под магнитофон», получая и фиксируя, таким образом, информацию «из первых рук». В книге диалоги не только о гитаре, но и о современной жизни. Здесь статьи, газетные и журнальные публикации, «монографические» размышления автора, проблемные публицистические материалы, рецензии. Работа выстроена по хронологии появления новых материалов, содержит немало редких архивных документов (ведь в них – история гитары в нашей стране, которую мы должны изучать). Благодаря публикации эти ценные материалы стали доступны читателям, будущему поколению историков отечественного гитарного искусства.

При подготовке рукописи, почти исключалось вмешательство в тексты десяти-, пятнадцати-, двадцатипятилетней давности. Разговоры эти, безусловно, будут интересны ...не только любителям и профессионалам гитары, но и людям, интересующимся музыкальной жизнью страны, которая раньше называлась СССР, её историей. У этой книги есть еще один аспект, довольно печальный. Увы, люди уходят от нас, но в данной работе они останутся с нами навсегда.

Структуру работы можно представить следующим образом:

1. проблемные статьи о «гитарной» науке, конкурсах и фестивалях;
2. историко-документальные очерки и эссе о российских гитаристах, а также об истории гавайской гитары в СССР;
3. беседы с преподавателями;
4. интервью с гитаристами старшего поколения;
5. интервью с молодыми российскими и зарубежными исполнителями;
6. беседы с мастерами музыкальных инструментов.

Внутри каждого раздела можно встретить самые различные материалы: рецензии, воспоминания, письма, биографические, библиографические и прочие справки, программы концертов и рассуждения, расшифровки телевизионных и радиопрограмм; статьи, заметки из редчайших изданий, в т.ч. периферийных, переводы иностранных газетных и журнальных публикаций и т.п. В целом это не детектив, который необходимо читать с начала до конца, страница за страницей, следя за событиями и развитием сюжета. Её можно изучать с любой главы, любого раздела, любого эпизода.

Попов В. И. «Диалоги о гитаре» – летопись современного гитаризма России. // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тез. III Междунар. науч.-практ. конф. 12–13 апр. 2008 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2008.

Кроме того, В. И. Попов более трех десятилетий в различных формах активно пропагандирует творчество Владимира Высоцкого: напечатал более 100 газетно-журнальных материалов о В. С. Высоцком, снял в качестве автора и ведущего цикл телевизионных передач "Неизвестный Высоцкий" на Уральском региональном телевидении, проводит музыкально-литературные беседы. В 2002 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: "Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников". Автор книг: "Диалоги о Высоцком" (Екатеринбург, 2000), "Письма о Высоцком" (Екатеринбург, 2000). Им подготовлена к изданию также книга "Мой Высоцкий", представляющая собой собрание статей, размышлений, эссе, публикаций, появившихся в разные годы.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Мусатов В. М., Попов В. И. Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов, Свердловск (Екатеринбург), 1988. – 67 с.

2. Попов В. И., Летопись современного российского гитаризма, или Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России. Автоаннотац. к звуковой метод. работе - Екатеринбург : Банк культурной информации , 1997. – 170 с.

3. Попов В. И., Письма о Высоцком. Док.-публицист. повесть – Екатеринбург : Банк культурной информации , 2000. – 296 с.

4. Попов В. И., Диалоги о Высоцком: О песенных истоках В. Высоцкого. – Екатеринбург : Штерн , 2000. – 92 с.

5. Попов В. И., Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.02 - Екатеринбург : Б. и. , 2002. – 24 с.

6. Попов В. И., Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2002. – 212 с.

7. Попов В. И., Асафьев и гитара. [Биогр. композитора]. – Екатеринбург , 2003. – 55 с.

8. Попов В. И. Гавайская гитара за рубежом и в СССР: Краткий исторический очерк. – Екатеринбург , 2003. – 63 с.

9. Попов В. И., Диалоги о гитаре. И не только о ней. – Санкт-Петербург : Петрополис , 2009 : В 2-х книгах:

– Попов В. И., Диалоги о гитаре. И не только о ней : Кн. 1 , 2009. – 502 с.

– Попов В. И., Диалоги о гитаре. И не только о ней : Кн. 2 , 2009. – 559 с.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru