ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

DOMINGO PRAT
ДОМИНГО ПРАТ

гитарист, композитор,
педагог, историк гитары
Испания - Аргентина

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

М. Льобет, Э. Пухоль, Х. К. Анидо, М. Л. Анидо и Доминго Прат

Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Хуан Карлос Анидо (отец Марии Луизы), Мария Луиза Анидо и Доминго Прат
в доме семьи Анидо (1919 год)

В 1934 году опубликовал свой знаменитый "Словарь гитаристов" – Diccionario de Guitarristas y Guitarreros (полн. наимен.: Diccionario biografico, bibliografico, historico, critico, de guitarras, guitarristas, guitarreros... / Romero y Fernandez, Buenos Aires, 1934; 2-е изд – Ricordi, 1956; 3-е изд. – Editions Orphee, USA, 1986). Словарь содержит 2270 биографий, из которых 1800 – биографии гитаристов (как профессионалов, так и любителей), композиторов и гитарных педагогов, и несколько сотен биографий гитарных мастеров (отдельный раздел, стр. 355-396). Помимо биографических частей, содержит также словарь инструментов (гитара, ее предшественники и родственные ей инструменты, стр. 397-422), словарь танцев и песен (стр. 423-452) и краткий словарь основной гитарной (музыкальной) терминологии (стр. 453-464). В заключении приведена библиография, большую часть которой составляет литература из личной библиотеки автора (более 160 наименований источников). Среди используемых им источников все наиболее ценные из ранее изданных справочников и книг по истории гитары, в том числе "Гитара и мандолина" Филипа Дж. Боуна, "Справочник по лютне и гитаре" Й. Цута, "Лютня и гитара" Марии Риты Бронди, "Гитара и ее мастера" Ф. Бюка, "История гитары" Рикардо Муньоса. Доминго Прат стремился к представлению в своем Словаре максимально полной и достоверной информации о персоналиях, что по его собственным словам потребовало "больших жертв, поездок в разные страны, посещения многочисленных библиотек, периодических перерывов в педагогической деятельности". Некоторые статьи являются полноценными биографическими очерками, содержащими помимо чисто биографических сведений, множество важной дополнительной информации. Так, например, в биографии Франсиско Тарреги (стр. 311-319 оригинала) приводятся тексты свидетельств о крещении и о смерти музыканта, выдержки из газетных и журнальных статей и книг, программы концертов, список сочинений (в авторстве которых Прат уверен), различные авторские критические комментарии и оценки, личные воспоминания об учителе. Американский издатель и музыковед Матания Офи, переиздавший в 1986 году Словарь Д. Прата, считает, что в некоторых случаях автор сообщает весьма спорные сведения (в частности, относительно Тарреги, Сеговии, Льобета). К таковым, по мнению М. Офи, следует отнести и утверждение Прата о том, что Таррега увлекался марксистско-анархистской революционной идеологией (имеются в виду строки из биографии, в которых говорится, что Таррега "был увлечен идеями революции, самозабвенно читал книги Маркса, Бакунина, Кропоткина и других русских и немецких мыслителей", стр. 319), поскольку ни о чем подобном не упоминает Эмилио Пухоль. Очевидно, однако, что Прат был слишком серьезным и ответственным историком, чтобы позволить себе искажать факты: его свидетельство определенно не является вымыслом, хотя интерпретировать его как доказательство серьезной "революционности" Тарреги тоже нет никаких оснований. Что касается Пухоля, то он мог как не знать того, что было известно Прату, так и просто умолчать о некоторых вещах, которым не придавал существенного значения. Более серьезными являются расхождения Пухоля и Прата в описании техники Тарреги, в первую очередь, способа звукоизвлечения, который он использовал. Согласно Э. Пухолю Таррега предпочитал безногтевой способ звукоизвлечения, а вот Д. Прат доказывал, что Таррега большую часть своей исполнительской карьеры играл ногтями и отказался от пользования ими при игре лишь после 1900 года, причем сделал это вынужденно из-за болезни пальцев, когда его ногти "трансформировались, утолстились, утратили свойственную им чувствительность, стали отходить, отрываться и отделяться от подушечек в крайней части". Безусловно, словарь Прата не лишен ошибок и неточностей, достаточно сказать, что говоря об Афромееве, он, похоже, полагал, что его имя "Русанов": "AFROMEIEW, Russanow", стр. 13), а поместив далее отдельную статью уже о самом Русанове ("ROUSANOFF ó RUSSANOW, Wladimiro A.", стр. 274), опять же неверно указывает имя, не упоминает об издававшемся Русановым журнале "Гитарист", вместо которого называется "Музыка гитариста" (причем на немецком языке: "Die Musik Guitarrespieler"), к которому тот имел уже меньшее отношение. Тем не менее, это один из самых обстоятельных и добротных гитарных историко-биографических словарей. Русский перевод словаря (к сожалению, не очень высокого качества) составил содержание 1-го тома "Историко-биографического словаря-справочника мастеров классической гитары" (сост. М. С. Яблоков; Тюмень : Вектор Бук, 2001).

1 2 3 4 5 6 7 8
Рейтинг@Mail.ru