САЙНС де ла МАСА, Рехино
(Regino Sáinz de la Maza y Ruiz),
род. 7 сентября 1896, Бургос, Испания, – ум. 26 ноября 1981, Мадрид, там же, —
испанский гитарист, композитор и гитарный педагог. Старший брат гитариста Эдуардо Сайнс
де ла Маса (1903-1982). Музыкой начал заниматься в возрасте 10 лет; учился у
Сантьяго Ландаче (сольфеджио), Хосе Николаса Кесада (фортепиано), и Эухенио
Паскуаля Родригеса (гитара). Четыре года спустя, в 1910 году, вместе с семьей
переехал в г. Сан-Себастьян, где продолжил занятия фортепиано с Херманом
Сендойя и гитарой с педагогом Луисом Сориа. Около 1912 переехал в Бильбао, где
до 1913 года брал уроки у ученика Ф. Тарреги, известного гитариста и гитарного педагога Илариона Лелюпа
(Hilarion Leloup, 1876-1939). С марта
1913 года учился у Даниэля Фортеа (также ученика Ф. Тарреги), оказавшего большое влияние на его развитие
как профессионального гитариста. Свой первый концерт провел в
возрасте восемнадцати лет в Театре Арриага (Teatro Arriaga) в Бильбао. Позднее переехал в Барселону, где работал в качестве
концертного музыканта. Там же познакомился с Мигелем Льобетом,
Эмилио Пухолем и Андресом Сеговией.
В 1920 году дебютировал как гитарист в Мадриде, В 1922 г. концертировал в Аргентине и Бразилии, где провел
90 концертов. В 1926 году с большим успехом гастролировал во Франции (Париж), в
1927 году в Германии, и в 1928 году в Англии (Лондон). В последующие годы много выступал в Европе как сольно, так и в совместных концертах с крупнейшими гитаристами того времени.
В 1933 году совершил свой второй тур по Южной Америке (Уругвай, Аргентина и
Бразилия). В декабре 1935 года он был назначен профессором гитары в Королевской
консерватории в Мадриде. Кроме того, в период между 1939 и 1952, выступал как
музыкальный критик в мадридской газете "ABC". 9 ноября 1940 года
сыграл премьерное исполнение посвященного ему "Концерта Аранхуэс" Хоакино Родриго.
В 1943 году опубликовал в Мадриде новое, переработанное издание Школы Д.
Агуадо, издал также несколько сборников пьес гитарных классиков (Каркасси,
Джулиани). После окончания Второй мировой войны гастролировал в Соединенных
Штатах Америки. Преподавал в различные годы в Мадридской консерватории. За
время своей карьеры был удостоен множества почетных наград и званий, в числе
которых: Золотая медаль Национального университета Буэнос-Айреса (Medalla de Oro
de la Universidad Nacional de Buenos Aires), звание члена Королевской Академии
изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1958, Real Academia de Bellas Artes de
San Fernando de Madrid), почетный гражданин города Бургос (букв.: звание
"любимый сын города", 1958) и Золотой
медалью за трудовые заслуги (1975, Medalla de Oro al Merito en el Trabajo).
Кроме того, в
1967 году за большие заслуги в области культуры он был удостоен крупной
государственной награды Испании – Большого креста Гражданского ордена Альфонсо Х Мудрого (Gran Cruz de la Orden Civil de Alfonso X el Sabio).
Один из соучредителей "Общества друзей Советского Союза", созданного 11 февраля
1933 года.
Рехино Сайнс де ла Маса являлся одним из самых авторитетных классических гитаристов
своего времени.
Федерико Гарсиа Лорка в 1920 году писал о нем:
"В четверг двадцатого мая в
Гранаде дал концерт один из самых интересных молодых артистов. Сайнс де ла Маса
интересен и как человек, и как художник. Этот странствующий рыцарь, как Льобет и
Сеговия, с гитарой за плечами бродит, вбирая красоту земли, из края в край, и
долго еще звучит в городах и селеньях эхо старинных печальных мелодий. (Гриф
гитары – чем не копье?) И что самое главное – Сайнсу де ла Маса чужд покой.
<...>
Предел мечтаний Сайнса де ла Маса - бродяжить, видеть чужие небеса и новые
земли. И наверно, потому так дорог ему чудный странник Франц Ведекинд,
пожелавший узнать, как устроен шар земной,- не зря немецкие бюргеры пришли в
транс от его дерзких прелестных песен. И то же стремление попытать счастья,
встретить в пути невиданный цветок заставило Сайнса де ла Маса вытащить на свет
божий испанских виуэлистов шестнадцатого века, казалось непробудно спящих в
затканных паутиной сундуках. Вот за это мы всей душой должны быть ему
благодарны. Он смыл пыль времени с лирической заставки шестнадцатого века, и
предстали не кованые шлемы, тяжелые мечи и крепостные рвы, но глубокие глаза и
нежная улыбка. Сквозь вековой туман проступила вечная нить любви, оплетающая
наперекор иронии и наши сердца. Чудом этого открытия мы обязаны Сайнсу де ла
Маса.
Замечательный мастер, он пошел с теми, кто воскрешает и пропагандирует старинную
испанскую музыку. Двойная заслуга художника и патриота.
Испанские виуэлисты шестнадцатого века в своих сочинениях почти всегда
использовали народные мелодии, их простые обработки сохранили безыскусную
прелесть песен.
За малым исключением, обязанным влиянию трубадуров (чудовищная французская
мода), господствовала народная традиция. Угловатые и страстные мелодии, кованные
народом, в руках придворных музыкантов обрели благородную нежность. И таких вот
мастеров Возрождения, тех, кто торил путь Баху и Моцарту и видел рождение фуги,
вызволил из заброшенных могил Сайнс де ла Маса, юный артист, наделенный отвагой
и страстью. Его нервная трепетная рука тронула струны и раскрыла нам старинные
цветы.
Печаль и радость Диего де Нарваэса, Мударры, затаенная грусть изысканнейшего
Луиса Милана (Мирафлора) вновь зазвучали в двадцатом веке в Испании, и мы
обязаны этим прекрасному гитаристу. Он разыскал в старинных библиотеках
пожелтелые пергаментные свитки и окончательно и бесповоротно оправдал в наших
глазах горемыку гитару.
И так же трепетно, точно, проникновенно и страстно играет Сайнс де ла Маса Баха,
Шопена, Сора, Таррегу, Мендельсона, Гранадоса, да и других. Может быть, слишком
страстно, но ведь эти шесть струн, упорные жилы поэзии, и созданы для страсти.
Сайнс де ла Маса не из тех музыкантов, которые превыше всего ценят экспрессию;
его игра поражает благородной простотой и глубиной. Всех, кто слушал его в
прошлый четверг, пленило его мастерство.
Талант Сайнса де ла Маса набирает силу.
Расцвет его будет великолепен.
Regino Sáinz de la Maza. La guitarra y su historia.
Ateneo, 1955. (Colección "O crece o muere" vol. 100)
27 ноября 1981 года испанские газеты вышли с сообщениями о последовавшей
накануне смерти выдающегося испанского гитариста. Мадридская газета "АВС", с
которой Рехино Сайнс де ла Маса активно сотрудничал в период с 1939 по
1952 год, разместила некролог и статью известного музыковеда Антонио
Фернандеса-Сида "Прощание с Рехино Сайнс де ла Маса", а также отзывы на смерть
музыканта видных деятелей испанской культуры, в том числе Хоакина Родриго и
Андреса Сеговия.
Трогательные воспоминания о своем ушедшем учителе и друге
опубликовал в январе 1982 года Рикардо Изнаола в издававшемся в Гонолулу
журнале "Гитара и лютня" ("Guitar & lute") .
* Год рождения Р. Сайнс де ла Маса в публикации
указан неверно – 1897 (правильно – 1896).
|