САММЕРФИЛД, Морис Джозеф (Maurice J[oseph] Summerfield), род. 4 февраля 1940, Ньюкасл-эпон-Тайн (Newcastle upon Tyne), метроп. граф-во Тайн-энд-Уир, Англия, Великобритания,
— английский энтузиаст гитары, автор историко-биографических работ, посвященных классической и джазовой гитарам, издатель и продавец музыкальной литературы, коммерсант, торговец музыкальными инструментами и звукозаписями. Полупрофессиональный гитарист. Является продолжателем в третьем поколении торговой династии, импортно-экспортный бизнес которой был основан в 1900 году в Ньюкасле его дедом Симоном Саммерфильдом (1875-1947). В 1962 году компания Чарлза Саммерфильда (1905-1971), отца М. Саммерфилда, — C. Summerfield Ltd. (до 1993 г.) — входила в шестерку крупнейших английских компаний по продаже игрушек.
Морис Дж. САММЕРФИЛД
В семейный бизнес вошел в 1958 году, а уже с 1963 года в число продаваемых фирмой товаров по его инициативе были включены музыкальные инструменты, в первую очередь, гитары и другие щипковые инструмены и аксессуары, что было прямо связано с личной страстью к этому инструменту М. Саммерфилда, который начиная с 16 лет играл на гитаре в различных джазовых и танцевальных группах, а затем под влиянием записей 1950-х и 1960-х годов Андреса Сеговии, Джулиана Брима и Джона Вильямса увлекся и классической гитарой.
В 1964 году компанией была закуплена в Японии первая партия недорогих гитар четырех разных производителей, которые тут же разошлись по местным музыкальным магазинам, стремившимся удовлетворить большой спрос на гитары, подогревавшийся популярностью Битлз, Боба Дилана, Элвиса Пресли и других рок и поп звезд. В числе первых поставщиков была компания Hoshino Gakki & Co. ("Хошино Гакки", г. Нагоя, Япония; гитары марки Ibanez – "Айбэниз", исторически правильное наименование – Ибаньес*), которой это сотрудничество открыло впоследствии широкую дорогу на британский рынок, хотя
она уже осуществляла небольшие поставки в страну своих акустических и электрогитар через компанию J. T. Coppock Ltd. (Джей-Ти Коппок; г. Лидс). Уже к 1974 году компания Саммерфилда стала одной из самых
успешных на рынке музыкальных инструментов, а гитары марки Ibanez – наиболее продаваемым. С конца 1960-х годов успешно продвигался на внутреннем
рынке и собственный бренд компании
– CSL (Си-Эс-Эл, от C. Summerfield Ltd.) – под которым она реализовывала в Великобритании и более дешевые, но при этом достаточно высококачественные, копии
инструментов известных брендов, поставляемые из Японии теми же компаниями (в частности, Hoshino Gakki). В середине 1970-х годов начала производиться
линия гитар "CSL Gypsy" (CSL Maccaferri MAC-10) по модели легендарного гитарного мастера и гитариста Марио Маккаферри (Mario Maccaferri,
1900-1993), на гитаре которого играл Джанго Рейнхардт; в 1980 году вышла модель джазовой гитары "Joe Pass" (Ibanez Joe Pass - JP 20).
К середине 1980-х годов компания Саммерфилда
значительно расширила и упрочила деловые связи также с крупнейшими мировыми производителями струн и аксессуаров для гитар. С начала 1970-х годов она
становится партнером компаний Darco Music Strings и C. F. Martin & Co., а с 1974 – D’Addario Company (д'Аддадрио Компани); знакомство с Джоном
д'Аддадрио младшим вскоре переросло в их личную дружбу. В настоящее время "Саммерфилд Мюзикл Инструментс" (Summerfield Musical Instruments Ltd.) является дистрибьютором в Великобритании продуктов
под торговыми марками Martin и Darco (обе в настоящее время принадлежат C. F. Martin & Co.), La Bella, D’Addario, Savarez, Royal Classics и др. В 1980 году
Морис Дж. Саммерфилд основал компанию "Гитар Мастерс Рекордс" (Guitar Masters Records), которой были выпущены записи Дэвида Рассела, Хорхе Мореля
и ряда других выдающихся классических и джазовых гитаристов. Современный каталог гитарных записей, одним из крупнейших мировых продавцов которых
является эта компания, включает более 1000 наименований DVD и CD дисков. Наряду с этим Саммерфилд проявил себя и как крупный концертный промоутер, благодаря
которому, в частности, с 1984 года ежегодно проводились престижные серии концертов в знаменитом лондонском концертном зале Уигмор-Холл
(Wigmore Hall). Он был организатором семинаров и мастер-классов американских джазовых гитаристов Барни Кесселя (Barney Kessel), Джо Пасса (Joe Pass),
виртуозного акустического гитариста Стефана Гроссмана (Stefan Grossman), классического гитариста Дэвида Рассела (David Russell), гитариста-фламенко
Хуана Мартина (Juan Martin) и многих других выдающихся гитаристов, играющих в различных стилях и направлениях.
В сентябре 1982 года М.
Саммерфилд основал журнал "Клэсикэл гитар" (Classical Guitar magazine), ставший впоследствии самым известным мировым изданием, посвященным
классической гитаре. В 1978 году им было открыто музыкальное издательство Эшли Марк Паблишинг (Ashley Mark Publishing), получившее
название по именами двух его сыновей. В настоящее время оно является составной частью компании Саммерфилд Мюзикл Инструментс (Summerfield Musical Instruments
Ltd.). С 2000 года продажи книг, нот, журнала Classical Guitar magazine, музыкальных CD и DVD-дисков, гитар, струн, музыкальных аксессуаров и проч. осуществляются
компанией в интернете через сайт www.fretsonly.com.
Суперобложка первого издания книги М. Дж. Саммерфилда
"Классическая гитара: ее развитие и исполнители, начиная с 1800 года" Широкую мировую
известность Морис Дж. Саммерфилд снискал себе не только как успешный коммерсант, но и как автор трех фундаментальных работ:
"Классическая гитара: ее развитие, музыканты и личности, начиная с 1800 года" (Maurice J.
Summerfield. The classical guitar: its evolution, players and personalities
since 1800" (1-е изд. — 1982), выдержавшую к 2002 году 5 изданий;
аналогичного энциклопедического справочника, посвященного джазовой гитаре и
гитаристам — "Джазовая гитара: ее эволюция, исполнители и личности с
1900 года" (Summerfield,
Maurice J. The Jazz Guitar: Its Evolution, Players and Personalities Since
1900. Gateshead: Ashley
Mark, 1978. 238 pp.; 2nd ed. Gateshead: Ashley Mark, 1979, 3rd ed.
Gateshead: Ashley Mark, 1980; впервые была опубликована в 1978 году, а затем
еще трижды переиздавалась, каждый раз с исправлениями и дополнениями), а
также вышедшей в октябре 2008 года книги "Барни Кессел — джазовая легенда"
(Barney Kessel — A Jazz Legend. Ashley Mark Publishing Company, Blaydon,
2008), посвященной знаменитому американскому
джазовому гитаристу-самоучке (Barney Kessel, 1923-2004).
Морис Саммерфилд
Гитара в джазе (ее эволюция и исполнители)
Изд-во Эшли, Великобритания
Автор этого словаря М. Саммерфилд (1940) в течение многих лет сам играл на гитаре в различных джазовых группах и танцевальных
ансамблях. Уже в юности, в возрасте 18 лет, он принимает активное участие в фамильном бизнесе, в том числе в торговле гитарами, и
создает собственную фирму по продаже гитар и гитарных аксессуаров. Кроме того, он является создателем гитарной ассоциации Великобритании.
Это прекрасно иллюстрированная книга, насчитывающая 239 страниц, может быть отличным справочным пособием для всех, кто интересуется
историей джазовой гитары. Собственно вопросу эволюции джазовой гитары здесь отводится мало места, это скорее "краткий курс" с
перечислением основных тенденций развития джазовой гитары с 1895 по 1978 гг.
Во второй – основной части – в алфавитном порядке изложены краткие биографические данные и творческая характеристика гитаристов,
перечислены важнейшие записи и рецензии. Следует особенно отметить великолепный подбор фотографий гитаристов, уникальных документальных
снимков с концертов, групповых портретов и других редких фотографий, на которых запечатлена история джазовой гитары...
Небольшой – третий раздел книги посвящен джазовой гитаре как музыкальному инструменту, компаниям, изготавливающим их, а также гитарным мастерам.
В конце книги даны адреса гитарных журналов, магазинов в Европе и США.
|
Морис Саммерфилд
Классическая гитара, ее эволюция и исполнители
Изд-во Эшли, Великобритания
В этом словаре, как и в предыдущей работе Саммерфилда сохранен общий принцип построения и характер изложения материала. Небольшая
статья, посвященная столетию эволюции классической гитары (начиная с 1800 г.). Затем следуют биографии известных гитаристов, композиторов
и издателей, изложенные в алфавитном порядке, списки сочинений, грамзаписи, статьи в журналах и великолепные уникальные гравюры и
фотографии, затем также в алфавитном порядке следуют биографии участников известных гитарных ансамблей – дуэтов, трио, квартетов и т. д.
Небольшой раздел посвящен биографиям композиторов – не гитаристов, писавших для гитары (это в основном европейские и американские
композиторы ХХ века).
Раздел – классическая гитара и ее мастера – это обзор гитарных фирм и известных изготовителей гитар.
Завершает книгу, насчитывающую 306 страниц, обзор гитарных школ и краткие биографии известных музыкантов, издателей и продюсеров,
связанных с классической гитарой. К сожалению, в этой прекрасно изданной книге почти ничего нельзя прочитать о гитаре в России, хотя
она была напечатана в 1982 году. Впрочем, не следует забывать, что в годы существования бывшего СССР за железным занавесом, в условиях
холодной войны, информация о гитарной жизни в стране для Запада была почти недоступна.
Журнал "Гитаристъ", 1997, № 3. С. 58.
|
Свыше 38 лет Морис Дж. Саммерфилд входил в состав совета генерального комитета Ассоциации музыкальной индустрии Великобритании (Music Industries Association), которая
наиболее полно представляет интересы участников музыкального рынка страны. В июле 1997 года был избран полноправным членом старейшей музыкальной
гильдии Лондона - Worshipful Company of Musicians (букв.: "достопочтенная компания музыкантов"), основанной в 1380 году. В 2003
году вошел в ее Правление, а 11 ноября 2009 года был удостоен титула "магистр" - высшего звания "Компании музыкантов". В 1998 году при поддержке
М. Саммерфилда Worshipful Company of Musicians был учрежден гитарный конкурс и установлена Премия для юных гитаристов имени Айвора (Ивора) Майранца — Ivor Mairants
Guitar Award. В настоящее время ежегодный международный гитарный конкурс, носящий имя профессионального джазового и классического гитариста, педагога
и композитора Ивора Майранца (1908-1998), является одним из самых престижных в мире. В декабре 1997 года М. Саммерфилд был удостоен звания
"Почетный гражданин лондонского Сити" (Freedom of the City of London). Среди носителей этого старейшего почетного титула, история присуждения которого
восходит еще к 13 веку, принц Чарльз, Уинстон Черчилль, Маргарет Тетчер, Гельмут Коль, Лучано Поваротти и другие выдающиеся личности прошлого
и современности. В мае 2010 года М. Саммерфильд был удостоен престижной награды лондонской Королевской академии музыки — HonARAM
(Honorary Associate of the Royal Academy of Music) — присуждаемой академией лицам, не являющимся выпускниками или членами Академии, но внесшим значительный
вклад в развитие музыки. Кроме того, за значительный личный вклад в развитие классической гитары Гитарная ассоциация Америки (Guitar Foundation of America, GFA)
присвоила Морису Дж. Саммерфилду почетное звание "Лидер отрасли" (GFA Industry Leadership Award) за 2013 год.
* В 1929
году компания "Хошино Гакки" начала импортировать из Испании гитары испанского мастера Сальвадора Ибаньеса (Salvador Ibanez, 1854-1920), а после
того как во время гражданской войны в Испании (1936-1939) испанская мастерская была уничтожена и оригинальные гитары стали недоступны, она
выкупила права на торговую марку "Ибаньес" – Ibanez, т. к. эти гитары пользовались высоким спросом из-за своего высокого качества, и начала
выпускать классические и акустические гитары самостоятельно, сначала как "Ибаньес Сальвадор" (Ibanez Salvador), а позже как "Ибаньес" (Ibanez).
Название марки большей частью стало произноситься на английский (= американский) манер как "Айбэниз" с ударением на первый слог.
|