ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС
ЛЬВОВИЧ
ВОЛЬМАН

музыковед,
историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Музыковед Борис Львович Вольман (1895-1971)ВОЛЬМАН, Борис Львович, род. 3 (15) ноября 1895, Петербург, – ум. 8 мая 1971, Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), — советский музыковед, пианист, историк гитары. Кандидат искусствоведения (1947)*. Внес большой вклад в дело пропаганды гитары и разви­тия гитарного искусства в России и СССР в целом. В 1924 году окон­чил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у М. Н. Бариновой. В 1927 году был принят пианистом в первый концерт­ный джаз-банд, созданный и руководимый Леопольдом Яковлеви­чем Теплицким (1890-1965), который однако вскоре распался. Работал преподавателем и заведующим учебной частью музы­кального техникума, редактором издательства "Тритон" [1] (с 1926), где в 1931-32 годах в качестве ответственного и технического редактора участвовал в выпуске серии сборников пьес Бетховена, Баха, Грига в переложениях для гитары П. И. Исакова. С 1938 года работал заведующим кафедрой фортепиано Ташкентской консер­ватории (с 1942 доцент), а также дирижером Узбекской филар­монии. В 1945 году вернулся в Ленинград, где в 1945-1956 годах преподавал в Ленинградской консерватории общий курс форте­пиано (с 1947 года – доцент), а также читал лекции по истории музыки. С 1945 года собирал материалы о развитии гитары в России. Участвовал в Ленинграде в одном из первых публичных исполнений Концерта для гитары с камерным оркестром Б. Асафьева в переложении для гитары (Лев Андронов) и фортепиано (Борис Вольман). С 1956 года целиком посвятил себя музыковедческой деятельности, издал более тридцати печатных работ (книги, статьи, сборники).

"Гитара в России" Б. Л. Вольмана    "Гитара в России" Б. Л. Вольмана

"Гитара в России" Б. Л. Вольмана –
наиболее обстоятельный исторический труд по истории гитары, изданный в СССР,
отличающийся обилием и широтой охвата материала.

Автор книг по истории гитары: "Гитара в России: очерк истории гитарного искусства" (Л., Музгиз, 1961; рец.: [1] И. Ямпольский и А. Ларин. Новая книга о гитаре. – Муз. жизнь, 1961, № 17, стр. 20; [2] Н. Иванов. Книга о гитаре. – Сов. музыка, 1962, № 7, стр. 137-138), "Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары" (Л., Музыка, 1968; рец.: Поликарпов И. Новая книга о гитаре. – Муз. жизнь, 1968, № 20, с. 24), "Гитара" (М., Музыка, 1972, 1980). Много выступал в музыкальной прессе с публикациями по истории гитары и гитаристах.

"Гитара и гитаристы" "Гитара и гитаристы" "Гитара"

После смерти в начале 1962 года В. И. Яшнева закончил начатую им работу над пособием "Первые шаги гитариста: Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре". Совместно с И.Ф. Поликарповым написал биографический очерк об A. Сеговии. Начал писать книгу "Малый словарь гитариста", однако внезапная смерть прервала эту работу. Является также автором монографии о пианисте, композиторе и музыкальном писателе Самуиле Моисеевиче Майкапаре (1867-1938) – "С. М. Майкапар. Очерк жизни и творчества" (Л., Советский композитор, 1963).

Б. Л. Вольман и Джон Вильямс с группой советских гитаристов (Ленинград, 1962)

Б. Л. Вольман и Джон Вильямс (сидят в центре) с группой советских гитаристов
(г. Ленинград, 1962 год)

Стоят (слева направо):
А. Бруштейн, Ю. Смирнов, Д. Крылов, И. Клименков, Г. Гарнишевская, Б. Павлов, А. Бобров, Е. Ларионов,
А. Лазаревич, Ю. Андреев;
сидят справа: Е. Рябоконь-Успенская, Ю. Шалабаев, Д. Карпович.

Фото предоставлено Г. С. Сергеевой, С.-Петербург.

Большое значение имеют исследования Б. Л. Вольмана "Русские печатные ноты XVIII века" (Л., 1957) и "Русские нотные издания XIX – начала XX века" (Л., Музыка, 1970), содержащие, в том числе, и сведения о нотных изданиях для гитары. Первая из этих книг на момент своего издания содержала наиболее полный и обстоятельный обзор русских нотных изданий XVIII века. В ней рассмотрена деятельность нотоиздательств и публикация нот в журналах и альманахах, причем уточнены и дополнены сведения, ранее появившиеся в литературе. В завершении книги размещен хронологический перечень нот, выпущенных в России в течение XVIII века, с указанием местонахождения сохранившихся экземпляров; в списке литературы учтено около трехсот работ, связанных с темой книги. Во второй книге – "Русские нотные издания XIX — начала XX века" – полный охват нотной продукции названного периода оказался невозможным из-за чрезвычайно возросшего количества печатных нот (только в Российской национальной библиотеке в Санк-Петербурге насчитывается более 50 000 единиц хранения нотных изданий этого времени), однако  автор с достаточной подробностью обозревает печатные ноты первых десятилетий XIX века, содержание нотной периодики до 1840 года (в том числе забытых нотных журналов) и крупнейшего нотного журнала дореволюционной России "Нувеллист" (1840-1905; в 1906 году переименован в "Музыка для всех"; истории журнала и его издателю М. И. Бернарду в книге отведена отдельная глава), рассматривает деятельность издательств В. В. Бесселя, П. И. Юргенсона, М. П. Беляева, "Российского музыкального издательства" С. А. Кусевицкого. В книге имеется хронологический перечень нотных альбомов, сборников и публикаций нот в литературных альманахах за 1823-1854 годы с раскрытием содержания и указанием местонахождения.

-----------------------------------------------------------------

* В фондах Российской государственной библиотеки имеется автореферат докторской диссертации Б. Л. Вольмана:

Вольман, Борис Львович. Русские нотные издания XVIII века [Текст] : Автореферат дис. на соискание учен. степени доктора искусствоведения / Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств. - [Москва] : [б. и.], 1955. - 29 с.; 20 см.

Причины, по которым диссертация не была защищена, остаются для нас неизвестными. Вряд ли это каким-то образом было связано с качеством работы, поскольку уже в 1957 году его исследование "Русские печатные ноты XVIII века" вышло отдельной книгой и получило высокую научную оценку, о чем, в частности, свидетельствует следующая рецензия:  Гуревич М. М. Берков П. Н. Полезная книга по истории русского нотопечатания XVIII века // XVIII век: Сб. З. – М.; Л., 1958. – С. 559-561.

[1] Музыкальное издательство "Тритон" было создано в 1925 году по инициативе В. И. Яшнева и работало при организо­ванном при его участии музыкальном кооперативном товариществе до 1936 года. На основе самоокупаемости в нем печатались музыкально-теоретические и методические пособия, школы, издавались сочинения ленинградских композиторов (в т.ч. молодых – Издательство "Тритон"В. Желобинского, И. Дзержинского, Е. Жарковского) и музыковедов. В выпуске этих изданий в качестве авторов, составителей, редакторов и т. п. участвовали как известные, так и молодые композиторы, музыковеды, педагоги (Б. Асафьев, Ю. Шапорин, Б. Вольман, А. Каменский, Ю.Вайнкоп, В. Каратыгин, П. Рязанов и другие). В 1931-1932 годах в этом издательстве вышли сборники П. И. Исакова "Репертуар гитариста" [тетр. 1-4] с его переложениями для 6-струнной гитары произведений Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Баха, Гайдна, Грига и Шумана, в работе над выпуском которых принимал участие Б. Л. Вольман.  В целом же, в каталоге, выпущенном по итогам деятельности "Тритона", содержится 70 названий книг и брошюр и 700 наименований нот. Маркой Товарищества служили изображения тритона (хвостатого земноводного животного семейства саламандр) и интервала увеличенной кварты, имеющего такое же название.

 

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru