УЭЙД
(Вэйд),
Грэм
(Graham Wade), род. 18 января 1940, Ковентри, Уорикшир, Англия, – английский писатель, классический гитарист, педагог, историк гитары. Первоначально
учился игре на фортепьяно, гитарой начал заниматься в 1953 году. В 1959 поступил в Джизус-Колледж (Jesus College, букв. колледж Иисуса)
Кембриджского университета (Cambridge University) – бакалавр искусств (1962), магистр искусств (1966). Первыми гитарными педагогами были Ежи
Ежевский (Jerzy Jezewski, род. 1928, польский гитарист, после окончания войны поселившийся в Лондоне) и
известный английский гитарист и педагог Джулиан Бизантайн (Julian Byzantine, род. 1945). В 1973 году – лиценциат лондонского Музыкального колледжа "Тринити" (Trinity
College of Music; музыкальное училище, готовящее преподавателей и исполнителей-профессионалов); с 1979 года - стипендиат-аспирант
Тринити-колледжа, преподаватель. С 1982 года – действительный член Королевского общества покровительства искусствам (Royal Society of Arts).
В начале 1970-х гг. преподавал в музыкальной школе Холланд-Каунти-Мьюзик-Скул (Holland County Music School) в г. Бостон в
графстве Линкольншир на восточном побережье Англии; тогда же организовал собственную летнюю гитарную школу, проводившуюся с 1972 года в небольшом
местечке Брант Бротон (Brant Broughton), Линкольншир. Отзывы о ней
публиковались в 1973 году в журнале B. M. G. – статья Криса Делла "Летняя школа в Брант Бротон" (Chris Dell. Summer school at Brant Broughton) и в 1977 году в журнале "Гитара" (Els Breukers. Summer school Brant Broughton. – Guitar, October 1977. – p. 5). В январе 1972 года Г. Уэйд женился на пианистке Элизабет Экер (Elizabeth Eker), вместе с которой
создал «Дуэт Уэйд-Экер» (The Wade-Eker Duo), дебютное выступление которого состоялось в августе того же года в «Центре гитары» в Пальма-де-Мальорке
(Испания), где в 1970-е годы по его инициативе было проведено несколько летних гитарных курсов и фестивалей (последний в 1975 г.).
В 1974 году обобщил свой преподавательский опыт в двухтомной «Школе гитары», выпущенной вместе с магнитофонными кассетами Международной школой заочного
обучения (International Correspondence Schools), которая большим тиражом разошлась в более чем 50 странах мира.
С конца 1960-х годов, наряду с преподавательской деятельностью, много выступал с сольными концертами (Англия, Швеция, Норвегия, Голландия,
Испания, Канада, Гонконг, Новая Зеландия, Кувейт).
Является крупнейшим современным историком гитары. Автор значительного числа работ, посвященных искусству классической гитары, в том
числе обобщающих трудов по истории и теории гитарного исполнительства и нескольких монографических исследований о жизни и творчестве крупнейших
гитаристов и композиторов (А. Сеговия, Х. Родриго, Дж. Брим, Дж. Миллс и др.). Мировую известность получили его книги «Краткое руководство к
постижению музыки» (A Concise Guide to Understanding Music), «Краткая история классической гитары» (A Concise History of the Classic Guitar),
«Традиции классической гитары» (Traditions of the Classical Guitar), «Хоакин Родриго – концерт Аранхуэс» (Joaquin Rodrigo – Concierto de Aranjuez),
«Хоакин Родриго: жизнь в музыке. Путешествие в Аранхуэс. 1901-1939» (Joaquin Rodrigo: A Life in Music. Travelling to Aranjuez. 1901-1939), «Далекие
сарабанды – музыка Хоакина Родриго для гитары соло» (Distant Sarabandes – The Solo Guitar Music of Joaquin Rodrigo), «Новый взгляд на Сеговию, его
жизнь, его музыку» (A New Look at Segovia, His Life, His Music), в 2-х томах, в соавторстве с Джерардом Гарно; «Сеговия – посвящение личности и его
музыке» (Segovia – a Celebration of the Man and His Music), «Маэстро Сеговия» (Maestro Segovia), «Искусство Джулиана Брима» (The Art of Julian
Bream), «Введение в творчество Баха для гитаристов» (The Guitarist’s Guide to J. S. Bach), «Музыкальная форма» (The Shape of Music) и др. |