ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ
ЯШКУЛЬ
 

гитарист, педагог, музыковед
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

Гитарист Сергей Витальевич Яшкуль.ЯШКУЛЬ, Сергей Витальевич, род. 17 августа 1956, — российский гитарист, педагог, музыковед и музыкальный жур­налист. Начальное музыкальное образование получил в Моск­ве. В 1987 году окончил по классу гитары Воронежское музы­кальное училище (ныне Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей), там же дополнительно занимался на контрабасе. После окончания училища некоторое время рабо­тал контрабасистом в оркестре Воронежского государствен­ного русского народного хора. Выступал в концертах как ги­тарист. Длительное время живет и работает в г. Москве. Преподавал в школе-студии классической гитары А. В. Торо­пова. С сентября 2009 г. работает преподавателем по классу гитары московской ДМШ №92, руководит самодеятельным оркестром народных инструментов. В начале 1990-х гг. при поддержке группы музыкантов-энтузиастов и музыкального издателя А. В. Торопова осуществил попытку возобновления в России регулярного периодического печатного издания для гитары. По его инициативе и участии в качестве автора и редактора* в 1992-2003 гг. вышли следующие музыкальные журналы (альманахи) с иллюстрациями и нотными приложе­ниями: «Гитарист» (два номера: 1992, 1993), «Гитара-ревю» (два выпуска: 1994, 1995), «Гитара и мастер» (три выпуска: 1997, 1999, 2003). Работая в этих из­даниях проявил себя как талантливый журна­лист и музыковед-исследователь. О его публикациях в области истории гитарной музыки, отечественных и зарубежных гитаристах и композиторах, в которых автор нередко использовал малоизвестные источ­ники, в том числе и ранее непубликовавшиеся архивные материалы**, похвально отзывались амери­канский музыковед и гитарист, издатель музыкальной литературы Матания Офи (Matanya Ophee) и испанский гитарист, композитор и музыковед, автор-составитель «Энциклопедии гитары» Франсиско Эррера (Francisco Herrera, Enciclopedia de la guitarra). В альманахе «Гитара и мастер» им, в част­ности, опубликованы следующие статьи: «Композитор-гитарист Петр Панин (Патолицын)», «Мигель Льобет (1878-1938)» (вып. 1, 1997), «Даниель Фортеа», «Четыреххорная гитара», «Рукопись пьесы М. Льобета «El testament d'Amelia»» (вып. 2, 1999), «Прелюдия «Слеза» Франсиско Тарреги» (вып. 3, 2003). Является также редактором ряда нотных сборников для гитары, вышедших в издательстве А. В. Торопова. Биография С. В. Яшкуля (с фотографией) размещена в испаноязычной «Энциклопе­дии гитары» Ф. Эррера (Enciclopedia de la guitarra, 2004, p. 2893).

ЖУРНАЛ «ГИТАРИСТ»

 

Журнал "Гитарист", №1, 1992 (Изд. А. В. Торопов) Журнал "Гитарист", №2, 1993 (Изд. А. В. Торопов)

ГИТАРИСТ — № 1, 1992 г.

Содержание:

О. Фернандес. Вдохновенные поиски (Лео Брауэр). 1-3
Джин Пенфольд. Джулиан Брим. 3-4
Андрес Сеговия. Мастер-класс. 5
Терри Ашер. Звук и его тоновые оттенки. 6-8
Нотное приложение
   Roland Dyens. Tango en Skaï. 9-10
   Jorge Morel. Guitarreando. 11-12
   Antonio Lauro. Two Venezuelan Waltzes (Два венесуэльских вальса)
      1. El Negrito. 13-14
      2. La Gatica. 15-16
М. Санлукар. Приветствие журналу «Гитарист».
 

ГИТАРИСТ — № 2, 1993 г.

Содержание:

Б. Симорра. Фламенко. Легенда и действительность. 2-11
Основные жанры и формы канте фламенко. 7-9
Ритмические формулы расгео. 10-11
Э. Пухоль. Апояндо. 12-14
Мастер-класс
   Джордж Сакеллариу. 15-16
Нотное приложение
   А. Шевченко. Фонтан слез (Из цикла "Фонтаны Бахчисарайского дворца"). 17-20
   Edward Freema / Э. Фрима. Soleares. 21-24

АЛЬМАНАХ «ГИТАРА-РЕВЮ»

 

Альманах "Гитара-ревю", №1, 1994 (Изд. А. В. Торопов) Альманах "Гитара-ревю", №1, 1994 (Изд. А. В. Торопов)

ГИТАРА-РЕВЮ — Выпуск 1, 1994 г.

Содержание:

История гитары
   Г. Карпусенко. Мануэль де Фалья. Жизнь и творчество. 2-7
Мастер-класс
   Творческое самочувствие на эстраде (по материалам статей Л. Баренбойма, Г. Когана). 8-9
Нотное приложение
   М. де Фалья.
      Omaggio. 13-14
      Chanson du feu follet. 15-18
      La vie breve. 19-32

Альманах "Гитара-ревю", 1995 (Изд. А. В. Торопов) Альманах "Гитара-ревю", 1995 (Изд. А. В. Торопов)

ГИТАРА-РЕВЮ — [Выпуск 2], 1995 г.

Содержание:

История гитары
   Э. Пухоль. Маэстро и его школа (Фр. Таррега). 2-3
   Ф. Эррера. «Воспоминания об Альгамбре». 4-6
   Августин Барриос Мангоре (1885-1944). 7-12
   В. Август (Васильев). Анатолий Иванович Савельев (1912-1986). 13
Музыкальный портрет
   Франсиско Эррера. 14
   Алексей Мамон. (2, обл.; тит. стр.)
   Олег Киселев. 15
Мастер-класс
   Майкл Лоример. 16-17
Нотное приложение
   Agustin Barrios Mangore.
      La Catedral. 18-22
         I. Preludio. 18-19
         II. Andante religioso. 19
         III. Allegro solemne. 20-22
      Invocacion a mi Madre (version two). 23-27
   Виктор Август (Васильев).
      Забытый вальс (Посвящается А. И. Савельеву). 28-30
   Олег Киселев.
      Автопортрет. 31-33

АЛЬМАНАХ «ГИТАРА И МАСТЕР»

 

   

ГИТАРА И МАСТЕР — Выпуск 1, 1997 г.

Содержание:

Творческие встречи
   Л. Кордон. Хосе Мигель Морено. 2-3
   Виктор Монхе (Серранито). 4-5
Музыкальный портрет
   С. Яшкуль. Композитор-гитарист Петр Панин (Патолицын). 6-7
   Интервью с П. И. Паниным. 7-8
   Гитарные пьесы Елены Минченко. 9
Гитарный музей
   Иллюстрации: Арфа-гитара (Из «New and Improved Method for the Spanish Guitar», Отто Торп, Нью-Йорк 1834); «Le donneur de sérénade». Гравюра Пьера-Этьена Мотта (1722-1780), с картины художника Жана-Баптиста Трёза (1725-1805). Париж, музей Лувр, коллекция Ротшильда. 10-11
История гитары
   С. Яшкуль. Мигель Льобет (1878-1938). 12-16
   Ф. Эррера. Новая сторона «Запретных игр». 17-19
Мастер-класс
   Лиона Бойд. 20-21
Нотное приложение
   Л. Д'Нарваэс. Песня императора. 22-23
   М. Льобет.
      Estilo Popular. 24
      El Mestre. 25-26
   П. Панин.
      Понтий Пилат. 27-30
      Юмореска №2. 31
      Всадники Монголии. 31-33
      Пьеса без названия. 34
   Е. Минченко.
      Гипнотический танец. 35-36
      Две пьесы для гитары: 1. Акварель; 2. Ритмы сердца. 37-38

ГИТАРА И МАСТЕР — Выпуск 2, 1999 г.

Содержание:

История гитары
   С. Каржавин, В. Максименко. Гитара и испанская народная музыка.
   Ф. Эррера. Рукописи Тарреги.
   С. Яшкуль. Даниель Фортеа.
Гитарный архив
   С. Яшкуль. Четыреххорная гитара.
   С. Яшкуль. Рукопись пьесы М. Льобета «El testament d'Amelia».
Мастер-класс
   Нейл Смит.
Академия гитары
   В. Максименко. Переложение музыкальных произведений для шестиструннной гитары.
   М. Имханицкий. В чём народность народных инструментов.
Нотное приложение
   Д. Агуадо. Вальс. 45
   П. Панин. Портрет. 46-48
   В. Максименко.
      Рапсодия : [Для гитары]. 49-53
      Попробуем так! : [Пьеса для гитары]. 54-55

ГИТАРА И МАСТЕР — Выпуск 3 (6), 2003 г.

Содержание:

Э. Россо. Энциклопедия гитары Ф. Эрреры. Перев. с исп. Анастасии Бундель (редакция С. Яшкуля) 2-4
Д. Фридрих. История гитары. Перев. с исп. А. Бундель и С. Яшкуля. 5-13
Ф. Эррера.
   Тремоло. [Из энциклопедии Ф. Эррера] Перев. с исп. С. Яшкуля. 14-15
   Эстанислао Марко. [Из энциклопедии Ф. Эррера] Перев. с исп. А. Бундель (ред. С. Яшкуля) 16-17
Эрмин Россо. Э. Марко в исполнении Х. Ороско. Перев. с исп. С. Яшкуля. 17-18
Ф. Эррера. Арабское каприччио. Перев. с исп. Ольги Шиц (перев. муз. терминов и ред. С. Яшкуля) 19-21
С. Яшкуль. Прелюдия «Слеза» Ф. Тарреги. 22-24
Нотное приложение
   Ф. Таррега. Прелюдия «Слеза» / Preludio (Una Lagrima). 25
   Ф. Сор. Фантазия, Ор. 40 / Fantasia, op. 40 – Introduction, Theme and Variations on a favourite          Scottish air 'Ye Banks and Braes o' Bonnie Doon'. Редакция С. Яшкуля. 26-31
      Introduction. 26-27
      Theme. 27
      1st Variation. 27-28
      2nd Variation. 28-29
      3rd Variation. 30-31
   А. Барриос. Тарантелла. 31-35
   Ф. Эррера / F. Herrera. Десять пьес. 36-48
      Jota, popular. 36-37
      Chôro. 38
      Folía Zíngara, con variaciones. 39
      Lebiram, valse. 40
      Tremula voz. 41-42
      Valse. 42-43
      Presto. Pieza para la practica de los dedos a. m. i. (Пьеса для развития пальцев a. m. i.) 44
      Cancion lejana. 45
      Rayo de luna. 46-47
      La Cubanita, habanera. 47-48


* Согласно выходным данным изданий: «Гитарист» (№1, 1992) — редактор В. Д. Мациевский, технический ре­дактор С. В. Яшкуль, издатель А. В. Торопов; «Гитарист» (№2, 1993) — главный редактор С. В. Яшкуль, за­меститель редактора Ю. Л. Гнесина, издатель А. В. Торопов; «Гитара-ревю» (вып. 1-2, 1994, 1995) — главный выпускающий редактор С. В. Яшкуль, заместитель редактора Ю. Л. Гнесина, гл. редактор и издатель А. В. То­ропов; «Гитара и мастер» (вып. 1-3, 1997, 1999, 2003) — главный редактор С. В. Яшкуль, заместитель редак­тора Ю. Л. Гнесина (вып. 1), редактор О. С. Кулаков (вып. 3/6), издатель А. В. Торопов.

** Так, например, неоднократные ссылки на материалы С. В. Яшкуля содержатся в сборнике статей «Исследо­вания о Фернандо Соре» интернационального коллектива авторов, изданном в Мадриде в 2003 году (2-е изд. 2010) под общей редакцией профессора Барселонского университета, музыковеда, композитора и исполнителя на гитаре и лютне Луиса Гассера (Estudios sobre Fernando Sor. Sor Studies / Ed. Luis Gásser. — Madrid: Institu­to Complutense de Ciencias Musicales. — 2003 [2010]).

Рейтинг@Mail.ru