ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА
ЗАЙЦЕВА

литератор, публицист,
гитарист-любитель и композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Воронежский Центр Гитары

   Прошло немало лет, прежде чем увлечение гитарным искусством получило неожиданное развитие. В 2004 году я стала инициатором создания "Воронежского Центра Гитары" при Воронежском регио­нальном отделении Всероссийского Музыкального Общества.
   История создания Центра началась, можно сказать, с журнала "Гитаристъ", в одном из номеров которого главный редактор издания, В. Д. Волков, написал: "Ярким примером вживания, постижения другой национальной культуры могут служить записи датского гитариста Лайфа Кристенсена. Прежде, чем приступить к записи сочинений Саренко, Кристенсен решил освоить именно семиструнную гитару для того, чтобы не нарушать художественного замысла композитора и лучше донести музыку до своих слушателей".
   Этот факт заинтересовал, к тому же выяснилось, что В. С. Саренко — уроженец города Воронежа, и в 2004 году исполнялось 190 лет со дня его рождения. Решено было начать изучение гитарного наследия Воронежской области, для этой цели объединился неформальный коллектив энтузиастов, который проделал значительную историографическую работу. Исследования хотелось продолжить, однако для системного изучения и пропаганды гитарного наследия было необходимо организационное оформление.
   Были разработаны уставные документы, и 27 июля 2004 года "Воронежский центр гитары" был принят в состав Воронежского регионального отделения Всероссийского музыкального общества. Директором единогласно избрали меня, художественным руководителем — С. Зайцеву. А позже, в 2006 году, О. Устинова организовала и возглавила московский филиал "ВЦГ". В состав Центра вошли 14 человек, в том числе профессиональный музыкант из Германии и энтузиасты культуры из Воронежа и Москвы.
   Примечательно, что немногочисленность состава Центра объяснялась следующей причиной. Составленные мной "Регуляторные основы организации деятельности Воронежского Центра Гитары" налагали несложные обязанности на действующих членов организации. Это устраивало не всех, более привлекательным для многих был бы клубный тип организации, предполагающий проведение лишь развлекательного досуга. Я же видела предназначение Центра в активной пропаганде, в изучении, сохранении и приумножении культурных гитарных традиций.

 


Листая страницы

   Начало общественной деятельности на ниве гитарного искусства стало для меня сложным, но очень интересным. Методом проб и ошибок преодолевался новаторский путь, который в наиболее полной мере отвечал бы целям и задачам созданной организации, поскольку опыта работы, который мог быть позаимствован, не было. К тому же выяснилось, что гитарное искусство не только в Воронеже, но и в целом по стране, да и в мире, поддерживается усилиями лишь небольшого количества подвижников. В их числе необходимо отметить, прежде всего, М. С. Яблокова, от которого я получила бесценную книгу-энциклопедию "Классическая гитара в России и СССР" (Тюмень-Екатеринбург, 1992 г.) с дарственной надписью: "Зайцевой Людмиле Павловне на добрую память. Тюмень-Воронеж. 25.10.04. М. Яблоков".
   Несмотря на издание этого энциклопедического труда, ощущался явный недостаток историографической гитарной литературы, очерков и статей о талантливых современниках. В связи с этим, появилась идея сбора краткой биографической информации о гитаристах. С этой целью в 2005 году мною была разработана "Анкета гитариста", состоящая из 50 разноплановых вопросов, относящихся, в основном, к творческой деятельности. Анкета была распространена среди гита­ристов России, Белоруссии и Украины. Ответ на неё дали известные общественные деятели и музыканты: М. Яблоков, А. Ширялин, Л. Шумеев, С. Руднев, О. Копенков, В. Ганеев и другие.
   Среди воронежских гитаристов инициатива поддержки не получила.
   Интересно, что в 2007 году анкета была сокращена до 9 вопросов с целью упрощения сбора информации, но и тогда от воронежских гитаристов не было получено ни одного ответа.
   В том же 2005 году я стала инициатором проведения "Сертификации уровня исполнительского мастерства гитаристов". В "Положении" отмечалось, что "Сертификация проводится добровольно и является общественной оценкой уровня исполнительского мастерства гитариста" и далее: "Сертификация осуществляется в целях создания условий для повышения уровня исполнительского мастерства гитаристов, в том числе, не имеющих специального музыкального образования".
   Позже, в 2008 году, эта тема была позитивно воспринята на "Третьей международной научно-практической конференции: "Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание", организованной в Тамбове по инициативе президента Ассоциации гитарного искусства В. Р. Ганеева (тезисы моего доклада содержатся в материалах конференции). Однако, не получив поддержки со стороны воронежских гитаристов, это предложение так и осталось "на бумаге".
   Следующей моей аналитической разработкой стала "Пирамида гитарного искусства". В ней наглядно и доступно обосновывались количественные и качественные характеристики различных групп людей, влияющих на гитарное искусство. Этот труд может быть интересен широкому кругу читателей, поскольку потенциально каждый имеет возможность понять личную роль и принадлежность к той или иной группе и вероятность своего дальнейшего поступательного продвижения к вершине пирамиды, где располагается самая малочисленная элита профессиональных музыкантов.

 
1 2 3 4 5 6 7 8
Рейтинг@Mail.ru