Гитара и время
В 2005 году, обратившись к изучению сохранившихся исторических источников, я
выпустила брошюру: "Гитарные традиции России в культуре Воронежской
области", посвящённую 140-летию со дня рождения В. А. Русанова. В работе
нашли отражение основные традиции гитарного искусства, история их
возникновения, становления и развития. Также изложен опыт создания и сфера
приложения творческих интересов в различных гитарных объединениях прошлого,
показан вклад воронежских гитаристов XIX-XX веков в историю российской
культуры.
Тогда же у меня появилось огромное желание написать цикл стихотворений,
посвященных гитаре, и в 2006 году я выпустила сборник под названием "33 о
гитаре". Название поэтическому сборнику дало количество созданных мной
лирических произведений, которых оказалось 33. Тематика была разнообразной:
"Посвящения" гитаре и её известным деятелям — А. Иванову-Крамскому,
В. Волкову, А. Бардиной, В. Рудневу и др.; лирические наброски; пафосные и
личностные зарисовки; сказочные фантазии и пр.
В 2006 году была написана поэтическая работа "Гитара и время", основанная на
информационном материале из книги А. В. Ширялина "Поэма о гитаре". Она
представляла собой не полновесную классическую лирику, а зарифмованный
пересказ многовековой истории гитары. Главную цель я видела в том, чтобы
доступными мне минимальными средствами донести до читателя максимум
информации и побудить его к изучению гитарной литературы. Порой, поэты
критиковали меня за эту работу, но энтузиасты и подвижники гитары оценили её
информативность и сжатость.
В частности, известный композитор И. В. Рехин написал: "…Стихи о гитаре
Людмилы Павловны Зайцевой читал с интересом. Я всегда знал, что люди,
любящие гитару — это всегда очень яркие индивидуальности, активно живущие
искусством и умеющие ценить жизнь". Отозвался С. Кабанов, гитарист-концертант
из Белоруссии: "Только человек с чистой душой, искренне любящий гитару, смог
бы написать столь высокие и тонкие поэтические строки" и многие другие.
Получив многочисленные позитивные отзывы, я поняла, что цель, которую
ставила перед собой — достигнута.
В 2006 году также была издана брошюра "Воронежский Центр Гитары. Вопросы и
ответы", в которой разъяснялись цели и методы работы Центра.
Параллельно я продолжила коллекционирование старинных нот, фотографий, книг,
музыкальных инструментов, сувениров с музыкальной символикой и другого
наглядного материала, связанного с гитарой. К 2013 году количество различных
экспонатов составило около 500 единиц.
Сказки о гитаре
Изучая пути становления и перспективы развития гитарного искусства, я пришла
к выводу, что интерес к гитаре необходимо прививать настойчиво и
последовательно. И делать это нужно с раннего детства, когда закладываются
приоритеты отношения к окружающему миру. Эту задачу частично решали сказки,
которые могли бы стать отправной точкой к пониманию мира музыки. Их сюжеты,
кроме непосредственно "музыкальной" составляющей должны были иметь
гуманистическую направленность — знакомить детей с понятиями
общечеловеческих духовных ценностей, таких как доброта, любовь, дружба,
самопожертвование.
К сожалению, сказок о гитаре для детей в библиотеках и в сети Интернет
практически не оказалось. Тогда я начала фантазировать: как бы поступала
гитара в той или иной ситуации, будь она существом одушевлённым? Образы
оказались настолько осязаемыми, что я словно погрузилась в неведомый
сказочный мир гитары с его необычными героями и сплетениями сюжетов.
Первую историю, "Музыкальная шкатулка", равно как и четыре последующих:
"Одинокая струна", "Муза", "Спортивное музицирование", "Звёздная сказка",
сочинила с дочерью Светланой. Тщательно проанализировав стиль, фразировку и
систему подачи материала детям, мы завершили "Музыкальную шкатулку"
доступными тестовыми заданиями и картинками для раскрашивания. Это новшество
органично дополняет текст и облегчает закрепление материала, поскольку
сказка предназначается для самых маленьких читателей.
"Одинокая струна", созданная для детей постарше, содержит первичную
информацию о некоторых музыкальных инструментах и инициирует интерес к
музыкальной культуре. Сюжет сказки отражает этические нормы человеческих
взаимоотношений, позитивно влияющие на оценку ребёнком поведения окружающих
и формирование мотивац ий собственных поступков.
"Муза", повествующая о том, как обрести веру в свои возможности и отыскать
своё счастье, предназначается для детей среднего школьного возраста.
"Спортивное музицирование" — это, своего рода, притча. В ней рассказывается
о том, что, иногда, стремление к эффектным приёмам игры на гитаре и к
увеличению скорости музыкального исполнения может скрывать отсутствие
душевности звучания. Это тема может быть интересна, понятна и знакома не
только зрелым музыкантам, но и начинающим гитаристам.
"Звёздная сказка", с элементами философских размышлений, обращена к детям
среднего и старшего школьного возраста. Её редактором и художником выступил
А. В. Ширялин.
Следующие 12 сочинений адресованы к читателям различных возрастных групп:
1. Гитара и уголёк
2. Мажор и Минор
3. Золотая арфа
4. Деликатес
5. Табулатура
6. Времена года
7. Забытая гитара
8. Тайны подземелья
9. Звучонок
10. Мелодия (история-фантазия об известном гитаристе 19-го века В.С.Саренко)
11. Семиструния
12. Музыка чувств (содержит уникальный материал, составленный мной на
основании "Классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса").
В 2009 году была издана книга "Прелюдия" ("Истоки", Воронеж), в которую
вошли напечатанные ранее "Сказки о гитаре" и другие мои разнообразные по
жанрам литературные сочинения на гитарную тематику.
Сказками о гитаре заинтересовался журнал для детей "Сказочный мир", и с
марта 2012 года они публиковались в каждом номере. |