Самое ценное в этом журнале так это печатание из года в год "Истории гитары", начиная с самого отдаленного времени и кончая
нашими днями. Вот эти-то исторические очерки, главным образом, и послужили поднятию гитары и ее музыки в глазах образованного общества.
В нотных приложениях к журналу Валериан Алексеевич стремился дать только действительные перлы гитарной музыки, он стремился не подчиняться
общественным требованиям и вкусам, а старался подчинить их своему влиянию. Вот почему преобладающим элементом в этих приложениях были вещи
старинных композиторов гитары, вещи классические, составляющие библиографическую редкость. И поэтому приложения эти являются для
немногих истинных любителей гитары особенно ценными. В то же время он не забывает и гитаристов начинающих и тех, которым образцовые произведения
великих мастеров не под силу. Для этого почти в каждом номере журнала печатаются пьесы легкой и средней трудности. Но давая такие вещи,
Валериан Алексеевич советует и настаивает не удовлетворяться ими и горячо проповедует о самоусовершенствовании. Он часто повторяет слова
Шумана: "Несть конца учению". Он говорить и пишет: "надо учиться и развивать свою технику основательно, надо стремиться играть произведения
таких корифеев как Сихра, Высотский, Саренко, Циммерман, Аксенов и друг. Нужно работать не для публики, а для себя... Не прельщайтесь легким
жанром, дешевыми эффектами и т. п. Так, ведь, легко съехать и на нет, т. е на ту уличную игру на гитаре, которая так роняет ее в глазах
образованных людей и в особенности музыкантов. Не забывайте, что поэзия музыки заключается также и в самоусовершенствовании, в вечном стремлении
двигаться вперед, а не на дешевом впечатлении неприхотливых слушателей. Ройтесь побольше в школе Сихры: только в нем одном заключается все, что
можно постичь на нашем инструменте, только ему одному мы обязаны тем, что не умерла гитара, только благодаря ему у нас есть и великие композиторы и великие произведения".
Поэтому в нотных приложениях к "Гитаристу" он уделяет больше места сочинениям переименованных выше композиторов. Мало того, он начинает
печатать этюды, упражнения и т. п. пьесы, которые могли бы развить таланты и тем постепенно подготовить к пользованию художественными
произведениями этих мастеров, пространно поясняя эти упражнения обширным пояснительным текстом и особыми статьями "Что играть", а самые упражнения называет "В школе".
Журнал имеет выдающийся успех среди истинных любителей гитары. Но таких гитаристов немного и потому издание не оправдывало даже типографских
расходов. Кроме того, вся работа по журналу лежала исключительно на В. А. Три четверти статей, печатаемых в журнале, принадлежали перу
Валериана Алексеевича. Выбор и составление нотных приложений, корректура, даже рассылка журнала подписчикам, ведение хозяйственной
части, — все это делалось лично Валерианом Алексеевичем. И помимо всего этого он ведет обширную переписку, ходит на службу и дает уроки у себя на дому и на дому учеников.
Русско-японская война, разразившаяся в самый первый год издания, также пагубно повлияла с первых шагов на журнал "Гитарист". Не имея средств
выдержать кризис, он ведет журнал упорно два года при помощи своих друзей В. И. Глазова и К. И. Глазовой, а с 1906 года он передает издание журнала А. М. Афромееву, оставаясь главным сотрудником издания.
Под влиянием успеха, которым гитара стала пользоваться благодаря журналу, а в особенности зажигательным статьям В. А., начинают
появляться на эстраде гитаристы-концертанты, кружки гитаристов, устраивающих домашние и общественные вечера с целью пропагандирования
хорошей гитарной музыки, с целью показать, какие серьезный вещи доступны гитаре в хороших, умелых руках. Так в Киеве организовывается кружок
гитаристов по инициативе и под руководством Д. Г. Лободы из офицеров местного саперного батальона, учеников музыкального училища и других
интеллигентов. Члены этого кружка выступают публично, исполняя соло, дуэты, квартеты и даже составляют ансамбль гитар, который почему-то они
называют хором. Эти музыкальные вечера пользуются среди публики, посещающей эти вечера, сочувствием, но, кажется, большого успеха не
имеют, потому что большинство исполнителей — начинающие гитаристы, играющие аранжировки своего руководителя, Лободы. Такие аранжировки, как
например "Индейский марш" и т. п. ничего выдающегося из себя не представляют, а, пожалуй, являются и нежелательными в гитарной литературе.
В Петербурге также составляются домашние собрания гитаристов. Собравшись тесным, товарищеским кружком, они коротают с гитарою в руках долгие
зимние вечера. Играют квартеты. Об этом из Петербурга пишут:
"У нас в Петербурге эту зиму опять происходят маленькие собрания гитаристов (около разу в неделю) в квартире покойного И. Ф.
Деккер-Шенка. Его дочь, Анна Ивановна, порядочная гитаристка, тоже участвует в наших квартетах. Нынче летом она выступала публично в одном из южных городов России".
Шедевром педагогической деятельности В. А. является его школа для семиструнной гитары, составленная по лучшим русским и заграничным школам
с полным курсом элементарной теории музыки, как опыт классического метода изучения игры на гитаре.
Цель ее появления и задачи, ею преследуемые, он пространно поясняет в предисловии к этой школе.
Но не одни успехи сопутствовали Валериану Алексеевичу на пути служения гитаре: им пережито много разочарований и огорчений в своих стремлениях.
Но он не опустил руки даже в минуты отчаяния. И благодаря этому гитара получила почетное место в салонах лучшего московского общества. В
салонах Толстых, Вельяминовых, Олсуфьевых, Елагиных, Воронцовых, Лопатиных, Садовских и друг. узнали, что такое гитара, полюбили и
оценили ее милый и задушевный характер и поэзию ее музыки, хотя и нелегко было провести ее туда.
Все это сделало в среде самих гитаристов переворот, изменило их воззрения и понятия о гитаре и ее музыке. Он вновь перевоспитал их,
указал им все богатство гитарной литературы, указал им ее великих композиторов, познакомил с их жизнью и деятельностью и заставил смотреть
на гитару не как на праздную забаву, а как на инструмент, требующий глубокого изучения и вдумчивого, любовного к нему отношения, заставил их
строже относиться и к выбору пьес. И вот на смену полек, вальсов и вообще пьес легкого характера появились серьезные, задушевные сочинения
таких композиторов гитарной музыки как Сихра, Морков, Аксенов, Высотский, Ветров, Александров, Саренко и др.
Своею деятельностью В. А. упрочил за собою репутацию талантливого исполнителя великих произведений корифеев гитарной музыки, лучшего
педагога игры на гитаре, выдающегося литератора-беллетриста и историка и энергичного борца за доброе имя гитары.
И. М. Юрцев.
|