ВОСПОМИНАНИЯ О Ю. Е. ЮДИНЕ
1. ЗАОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С Юрием Елевферьевичем Юдиным я познакомился в октябре 1988 года. Эта
встреча удивительным образом предварялась тремя событиями, происшедшими незадолго до этого.
Первое событие. В мае 1988 года я купил билет на концерт кубинского гитариста Рея Герра, который выступал в Музее музыкальной
культуры им. Глинки. Этот концерт предваряло краткое вступительное слово, которое произнес интеллигентный пожилой человек с вьющимися
седыми волосами и мягким голосом (как оказалось впоследствии, это был Ю. Е. Юдин). Но тогда я об этом еще не знал. Он представил исполнителя, и
сказал, что «зрителям предстоит увидеть праздник, который нам подарит этот молодой талантливый кубинский музыкант». Вот при таких
обстоятельствах я впервые увидел Юдина.
Второе событие. В этом же 1988 году я задумался о приличном инструменте, и решил сменить фабричную гитару на мастеровую. Чтобы
приобрести гитару, изготовленную мастером, я обратился к своему давнему знакомому с просьбой посодействовать в этом вопросе. Он сказал, что у
него на примете есть хороший мастер, к которому можно обратиться. Таким мастером оказался Николай Валентинович Андреев. Как оказалось, гитара,
изготовленная Андреевым, действительно обладала изумительным звуком, и я не ошибся в своем выборе.
Как я узнал впоследствии, изготавливать гитары Андреев учился у Юдина.
Третье событие. Поскольку мое увлечение гитарой и занятия в системе клубной самодеятельности нельзя было считать серьезными, в том
же 1988 году я решил получить музыкальное образование. Перед началом учебного года детская музыкальная школа, находящаяся неподалеку от моего
дома, объявляла набор учащихся, и вполне естественным моим желанием было обратиться туда. Сейчас на том месте, где она находилась, построено
новое 8-этажное здание музыкальной школы им. Калинникова с концертным залом. А тогда это был маленький двухэтажный домик, где музыкальная
школа располагалась совместно с еще какой-то организацией, не имеющей к музыке никакого отношения. Педагог по классу гитары посмотрел на меня и
сказал, что для детской школы я не подхожу по возрасту (мне было более 30 лет), и порекомендовал обратиться в вечернюю музыкальную школу для
взрослых на Проспекте Мира, где работает его педагог Юдин Ю. Е. Не откладывая надолго, я поехал в указанную музыкальную школу на Проспекте Мира.
2. ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО
К моему удивлению в рекомендованной мне музыкальной школе в классе гитары я увидел того самого человека, который предварял концерт Рея
Герра. Это и был Юдин. Он выслушал мою просьбу об обучении, отнесся к ней с вниманием, и (поскольку я сказал, что умею играть) для начала
попросил что-нибудь исполнить.
После того, как я сыграл несколько несложных пьес, он деликатно указал на некоторые ошибки, но добавил, что «не будет отнимать того, что
у меня уже есть в багаже, но рекомендует дальше работать». Сказанное меня удивило, поскольку педагоги, с которыми я сталкивался раньше, после
первого же занятия выносили свой вердикт, что мне надо все забыть и переучиваться играть заново. Надо ли говорить, что с такими педагогами я
расставался, не дожидаясь следующего занятия.
Потом Юдин сам взял инструмент, и для наглядной иллюстрации своих замечаний по поводу моего плохого исполнения, легко и элегантно сыграл
эти же самые пьесы, снабдив их соответствующими комментариями. Мы разговорились, и уже через полчаса общались так, будто были очень давно
знакомы. Этот человек был очень легок в общении.
После нашей первой встречи мое решение учиться у него было окончательным и бесповоротным, и это обучение в музыкальной школе
продолжалось с 1988 по 1991 год. С его легкой руки пятилетнее образование я прошел за три года.
3. ПЕДАГОГ
Юдин неоднократно повторял, что школа игры на гитаре — это здание, построенное из множества кирпичиков, каждый из которых является важным.
Стоит вынуть один кирпичик, и здание может покоситься, а если два — рухнуть. Также он говорил, что процесс обучения — это дорожка из пьес
постепенно возрастающей сложности, по которой надо вести ученика, причем для каждого ученика (в зависимости от его способностей) такая дорожка
должна быть индивидуальной. И все же, ориентируясь на некий средний уровень способностей ученика, он решил оформить весь накопленный опыт
педагогики в собственную школу игры.
Обратив внимание, что у меня неплохая графика нотного текста, он попросил оказать содействие в рукописном оформлении своей школы игры, с
чем я, естественно, с радостью согласился. В течение нескольких лет я регулярно посещал квартиру Юдина, где он снабжал меня нотным материалом
для такой школы игры, и, что очень важно, он надиктовывал текст, который я на слух записывал за ним. Это были подробные комментарии к каждой
пьесе, кающиеся техники исполнения. У себя дома я аккуратно перепечатывал записанный текст на печатной машинке, а в следующий раз
привозил к нему для редактирования. Конечно, сейчас при наличии компьютера выполнить такую работу было бы значительно проще, но в те
годы это была ручная работа, и я рад, что участвовал в таком живом творчестве.
Поскольку после окончания музыкальной школы я не прекращал занятий на гитаре, Юдин (для расширения моего кругозора) периодически снабжал меня
новым нотным материалом и свежими звукозаписями хороших гитаристов, что в сильной степени повлияло на мое мировоззрение. Однажды он (с
педагогической целью) предложил мне записаться на магнитофон и сказал: «Магнитофон — беспристрастный слушатель. Запиши самого себя, и ты
поймешь, как ты играешь — плохо или хорошо». Я попробовал, и, прослушав свою звукозапись, ужаснулся. После этого я понял, в каком направлении
мне надо двигаться.
Как оказалось, это был метод Юдина — ученик должен сам определять, в каком направлении ему двигаться дальше. Он никогда не «давил» на
ученика, как бы предоставляя ему полную свободу, но на самом деле, оставлял ученика в поле своего зрения и держал его под своим контролем.
На мой взгляд, это высшая степень педагогического таланта – не навязывая своего мнения, давать возможность ученику развиваться в меру
способностей, отпущенных ему природой.
|