ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", № 1 (16), 2016.

№ 1 / 2016

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2016 • № 1 (16) • С. 23

   

Валерий СЕРГЕЕВ

ВОСПОМИНАНИЯ О Ю. Е. ЮДИНЕ

   1. ЗАОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

   С Юрием Елевферьевичем Юдиным я познакомился в октябре 1988 года. Эта встреча удивительным образом предварялась тремя событиями, происшедшими незадолго до этого.

   Первое событие. В мае 1988 года я купил билет на концерт кубинского гитариста Рея Герра, который выступал в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Этот концерт предваряло краткое вступительное слово, которое произнес интеллигентный пожилой человек с вьющимися седыми волосами и мягким голосом (как оказалось впоследствии, это был Ю. Е. Юдин). Но тогда я об этом еще не знал. Он представил исполнителя, и сказал, что «зрителям предстоит увидеть праздник, который нам подарит этот молодой талантливый кубинский музыкант». Вот при таких обстоятельствах я впервые увидел Юдина.

   Второе событие. В этом же 1988 году я задумался о приличном инструменте, и решил сменить фабричную гитару на мастеровую. Чтобы приобрести гитару, изготовленную мастером, я обратился к своему давнему знакомому с просьбой посодействовать в этом вопросе. Он сказал, что у него на примете есть хороший мастер, к которому можно обратиться. Таким мастером оказался Николай Валентинович Андреев. Как оказалось, гитара, изготовленная Андреевым, действительно обладала изумительным звуком, и я не ошибся в своем выборе.
Как я узнал впоследствии, изготавливать гитары Андреев учился у Юдина.

   Третье событие. Поскольку мое увлечение гитарой и занятия в системе клубной самодеятельности нельзя было считать серьезными, в том же 1988 году я решил получить музыкальное образование. Перед началом учебного года детская музыкальная школа, находящаяся неподалеку от моего дома, объявляла набор учащихся, и вполне естественным моим желанием было обратиться туда. Сейчас на том месте, где она находилась, построено новое 8-этажное здание музыкальной школы им. Калинникова с концертным залом. А тогда это был маленький двухэтажный домик, где музыкальная школа располагалась совместно с еще какой-то организацией, не имеющей к музыке никакого отношения. Педагог по классу гитары посмотрел на меня и сказал, что для детской школы я не подхожу по возрасту (мне было более 30 лет), и порекомендовал обратиться в вечернюю музыкальную школу для взрослых на Проспекте Мира, где работает его педагог Юдин Ю. Е. Не откладывая надолго, я поехал в указанную музыкальную школу на Проспекте Мира.

   2. ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

   К моему удивлению в рекомендованной мне музыкальной школе в классе гитары я увидел того самого человека, который предварял концерт Рея Герра. Это и был Юдин. Он выслушал мою просьбу об обучении, отнесся к ней с вниманием, и (поскольку я сказал, что умею играть) для начала попросил что-нибудь исполнить.
   После того, как я сыграл несколько несложных пьес, он деликатно указал на некоторые ошибки, но добавил, что «не будет отнимать того, что у меня уже есть в багаже, но рекомендует дальше работать». Сказанное меня удивило, поскольку педагоги, с которыми я сталкивался раньше, после первого же занятия выносили свой вердикт, что мне надо все забыть и переучиваться играть заново. Надо ли говорить, что с такими педагогами я расставался, не дожидаясь следующего занятия.
   Потом Юдин сам взял инструмент, и для наглядной иллюстрации своих замечаний по поводу моего плохого исполнения, легко и элегантно сыграл эти же самые пьесы, снабдив их соответствующими комментариями. Мы разговорились, и уже через полчаса общались так, будто были очень давно знакомы. Этот человек был очень легок в общении.
   После нашей первой встречи мое решение учиться у него было окончательным и бесповоротным, и это обучение в музыкальной школе продолжалось с 1988 по 1991 год. С его легкой руки пятилетнее образование я прошел за три года.

   3. ПЕДАГОГ

   Юдин неоднократно повторял, что школа игры на гитаре — это здание, построенное из множества кирпичиков, каждый из которых является важным. Стоит вынуть один кирпичик, и здание может покоситься, а если два — рухнуть. Также он говорил, что процесс обучения — это дорожка из пьес постепенно возрастающей сложности, по которой надо вести ученика, причем для каждого ученика (в зависимости от его способностей) такая дорожка должна быть индивидуальной. И все же, ориентируясь на некий средний уровень способностей ученика, он решил оформить весь накопленный опыт педагогики в собственную школу игры.
   Обратив внимание, что у меня неплохая графика нотного текста, он попросил оказать содействие в рукописном оформлении своей школы игры, с чем я, естественно, с радостью согласился. В течение нескольких лет я регулярно посещал квартиру Юдина, где он снабжал меня нотным материалом для такой школы игры, и, что очень важно, он надиктовывал текст, который я на слух записывал за ним. Это были подробные комментарии к каждой пьесе, кающиеся техники исполнения. У себя дома я аккуратно перепечатывал записанный текст на печатной машинке, а в следующий раз привозил к нему для редактирования. Конечно, сейчас при наличии компьютера выполнить такую работу было бы значительно проще, но в те годы это была ручная работа, и я рад, что участвовал в таком живом творчестве.
   Поскольку после окончания музыкальной школы я не прекращал занятий на гитаре, Юдин (для расширения моего кругозора) периодически снабжал меня новым нотным материалом и свежими звукозаписями хороших гитаристов, что в сильной степени повлияло на мое мировоззрение. Однажды он (с педагогической целью) предложил мне записаться на магнитофон и сказал: «Магнитофон — беспристрастный слушатель. Запиши самого себя, и ты поймешь, как ты играешь — плохо или хорошо». Я попробовал, и, прослушав свою звукозапись, ужаснулся. После этого я понял, в каком направлении мне надо двигаться.
   Как оказалось, это был метод Юдина — ученик должен сам определять, в каком направлении ему двигаться дальше. Он никогда не «давил» на ученика, как бы предоставляя ему полную свободу, но на самом деле, оставлял ученика в поле своего зрения и держал его под своим контролем. На мой взгляд, это высшая степень педагогического таланта – не навязывая своего мнения, давать возможность ученику развиваться в меру способностей, отпущенных ему природой.
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru