Умолкнувший звук...
Памяти
Сергея Александровича
Сорокина
Умер Сорокин.
Умолкла знаменитая еще в 20-х годах «сорокинская гитара». Есть душевная потребность сказать о хозяине ее несколько слов. Он
был не только любимцем театрального мира и лет пятьдесят проработал в театрах: сперва в Большом Драматическом, куда
рекомендовал его Алексей Максимович Горький, потом в Пушкинском, в «Александринке» — он был частью театрального
быта Петербурга, Петрограда, затем Ленинграда. Быт этот имеет свою поэзию, свою культурную традицию, идущую еще
от пушкинских времен.
Он был русским гитаристом. Глазунов, который любил его слушать и был его первым наставником, говорил ему, что русская гитара
— инструмент аккомпанирующий, а не солирующий.
Сергей Александрович стал виртуозом и поэтом русского гитарного аккомпанемента. Мальчиком пятнадцати лет начал он выступать со
своей сестрой, в предреволюционные годы известной исполнительницей русских романсов Екатериной
Сорокиной, и с другой своей сестрой — Елизаветой Сольской. И сам пел дуэтом с сестрами. Аккомпанировал в хорах, группах,
солистам. Ему посчастливилось — под его гитару, не в концертах только — в дружеских компаниях пел Шаляпин.
В годы революции играл он для красноармейцев и революционных балтийских матросов.
Сорокин выработал удивительную, непревзойденную лиричность аккомпанемента, он
продолжал мысль и настроение романса, поднимал его, уводил к вершинам чувства, тянул к этим вершинам исполнителя. Казалось, что в его
удивительных «отыгрышах» текст ненаписанных автором слов.
Родившись в музыкальной и музицирующей семье, с детства слыша Вяльцеву, Панину, Шишкину и всех
прославленных исполнительниц русского городского романса и классических цыганских песен, он сделался настоящей энциклопедией этого жанра.
Крупнейший знаток его Рубен Николаевич Симонов говорил: «Больше меня знает лишь Сорокин!»
Они были друзьями, любили музицировать. Рубен Николаевич, напевающий романс под гитару Сорокина, — это
был акт истинного артистизма.
Сергей Александрович любил театр. Неутомимо разучивал с актерами «гитарные», вокальные эпизоды. Все такие сцены на протяжении
десятков лет ставились Сорокиным и исполнялись с его непременным участием. Еще в начале 20-х годов со знаменитым Монаховым он играл в
спектакле «Заговор императрицы» сцену загула с цыганами у Распутина. Мало кто из зрителей знал, что Со- |
рокин мальчиком еще бывал с хором у «исторического прототипа»...
Николай Симонов — Федя Протасов слушал его гитару и его хор в «Живом трупе» в постановке Кожича.
Рубен Симонов, конечно же, привлек его в вахтанговскую постановку толстовской пьесы, и надо было слышать и видеть, как идет
«цыганская сцена», когда ею дирижировал приехавший из Ленинграда Сорокин.
Вахтанговцы вслед за своим руководителем полюбили его, приглашали в зарубежные гастроли, и зрители
разных стран с удивлением и восторгом внимали его игре.
Там, где нужна была истинно русская гитара, не обходилось без Сорокина. Еще в 30-е годы Протазанов пригласил его в фильм «Бесприданница» — под его
гитару пела Алисова знаменитый романс Ларисы. А сцена у дядюшки Ростовых в фильме Бондарчука «Война и мир», гитарный
перепляс, поразивший Наташу, — это ведь сорокинская гитара звучит! И «плыла, качалась лодочка», когда поют ее Чирков,
Меркурьев и Борисов в фильме «Верные друзья» — это ведь тоже его струны...
Гитара у него была, вдова сорокинская, поразительная, изящная, небольшая, французской работы конца XVIII века, звук он извлекал из
нее глубокий, наполненный, контральтовый. Он много выступал в концертах с разными исполнителями, но истинно
творческая дружба — что называется, унисон — связывала его с Александром Федоровичем Борисовым, поющим драматическим артистом, с
которым исполнили они множество романсов.
С Сорокиным записал Борисов на пластинку горьковскую «Повесть о безответной любви». Великолепную композицию «Цыганка Таня» по
вересаевской книге о Пушкине исполняла с ним в последние годы Алисова. Телевизионная передача с участием Сорокина сделала его особенно
популярным, вызвала огромный поток писем...
Но особенно счастливы были те, кто пользовался его дружеским расположением и ночью
после спектаклей и в драме и в балете собирался на огонек под крылья его гитары. Он бывал тогда особенно щедр, расточителен, пел и пел.
Он дарил нам «Цыганскую венгерку», исполнял по-цыгански свою уникальную «Малярку» в том самом виде, в котором слушал ее когда-то
в Бессарабии Пушкин и которую перенял Сергей Александрович от самой Шишкиной и знал лишь один. Это были незабываемые вечера и незабываемые ночи, полные
поэзии, вдохновения, отменного вкуса и мастерства.
Надо бы издать пластинку избранных его записей!
Т. Вечеслова
Евг. Симонов
Ю. Григорович
А. Свободин
(Журнал «Театр». — 1974. — № 4. — С. 93-94) |