Петербурге, вариант-повторение 1842 года — в Национальной галерее
Армении в Ереване.
В Русский музей [28] картина В. А. Тропинина «Гитарист», 1839, поступила
в 1897 году из Царскосельского Александровского дворца в числе
произведений, переданных тогда ему из Зимнего, Царскосельского
Александровского и Гатчинского дворцов при формировании нового музея.
Передаваемое собрание Царскосельского Александровского дворца состояло
из девяносто пяти картин, этюдов и эскизов, большая часть из которых,
включая «Гитариста», входила в коллекцию Александра III, а ранее в
картинную галерею В. А. Кокорева [29] («Гитарист» Тропинина был приобретен
у него в 1870 году за 400 рублей [30]).
[28] В то время это был только что созданный Русский музей
Императора Александра III, учрежденный в память об отце
Указом от 13 апреля 1895 года вступившим на престол Николаем II; музею
под размещение был передан весь комплекс
Михайловского дворца, который и в настоящее время остается главным
зданием Русского музея, где находится его основная коллекция. Музей был
открыт для посетителей 7 (19)
марта 1898 года. [29] Василий Александрович Кокорев (1817–1889), русский
предприниматель и меценат, общественный деятель, известный
коллекционер. Произведения русских и иностранных художников стал
покупать с начала 1850-х гг. В коллекции имелось шесть картин В. А.
Тропинина, в том числе
«Гитарист», «Девочка с куклой», «Девушка с горшком» и
«Возвращение солдата домой на побывку», хранящиеся сейчас в Русском
музее. Кроме того 40 картин К. Брюллова, более двадцати полотен И.
Айвазовского и др. 26 января 1862
года открыл первую публичную картинную галерею, на его
средства был устроен Владимиро-Мариинский приют для
молодых художников, предназначавшийся «для летнего
пребывания лучших академистов, нуждающихся или в поправлении своего
здоровья, или в усовершенствовании себя
в искусстве этюдами с натуры» (позднее творческая — «Академическая» —
дача для учеников Академии художеств,
ныне Дом творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина). За свои
заслуги он был избран почетным членом Академии художеств. В 1863 году
А. Н. Андреевым был составлен и опубликован «Указатель картин и художественных произведений галереи
В. А. Кокорева», которую он включал в
число крупнейших художественных собраний Европы. Будучи крупнейшим
российским предпринимателем стоял у истоков нефтяной промышленности в
России. В 1859 году построил вблизи Баку первый в мире нефтеперегонный
завод (Джон Рокфеллер запустил свой четыре года спустя), где под
присмотром приват-доцента Дмитрия Менделеева производилось масло,
которое вскоре назвали керосином. В 1861-м
инвестировал в постройку Волго-Донской железной дороги,
в 1874-м — Уральской железной дороги, попутно учредил
два банка — первый частный отечественный Московский
купеческий банк и Волжско-Камский, самый крупный акционерный. Он же
провел в Москве первую конку и построил
грандиозное Кокоревское подворье.
Любителям гитарной истории будет небезынтересным и
тот факт, что с В. А. Кокоревым многие годы находился в
приятельских отношениях известный гитарист Николай Петрович Макаров,
который затем по предложению Кокарева
12 лет участвовал и в его «откупном» бизнесе, однако после
произошедшего между ними разрыва Н. П. Макаров напечатал в ноябрьском
номере журнала «Современник» за 1859
год направленное против своего оппонента обличительное
сочинение под заглавием «Задушевная исповедь. Назидательная быль. С
вариациями на тему “точки зрения”», в котором вывел своего «обидчика»
под именем Василия Андроновича Штукарева. [30] Каталог картин, [принадлежащих Его Императорскому
Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу] // Великий
князь Александр Александрович: Сборник документов. — М.: Рос. фонд
культуры: Студия «ТРИТЭ»: Рос. Архив: Рос. |
|
В каталоге Русского музея императора Александра III об этой картине
приводится следующая информация:
Гитаристъ
Молодой человек, темный шатен с карими глазами, сидит на стуле,
повернувшись en face и играет на гитаре. Одет в лиловый, распахнувшийся
на груди халат. Поколенное изображение. Фон серый. Подпись направо,
внизу, красными буквами: В. Тропининъ, 1839 Выш. 1 ар. 3 вер., шир. 15
вер. [31] X. Ц. А. Д. По каталогу музея № 284.
Повтореніе этого портрета, съ некоторыми измененіями, находится въ
собраніи М. П. Фабриціусъ [32] въ СПб.
Съ нашей картины существовала копія, работы Арсенія Тропинина [33], сына
художника, награжденнаго за исполненіе ея 5-го марта 1856 г. званіемъ
некласснаго художника [34].
В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете,
в «Галерее в Лесном» при Доме ученых, находится картина «Гитарист»
близкая к тропининскому оригиналу, достоверно установить имя художника
не удалось, но существует предположение, что это может быть копия А. В. Тропинина с отцовского оригинала [35].
гос. ист. архив, 2002. — С. 612. — Запись 116. — (Рос. архив). [31] 84,5 × 66,7 см. В каталоге современного Русского музея
размер этой картины указан 86,5 × 69 (Живопись. XVIII –
нач. XIX века: Каталог. / Государственный Русский музей.
«Аврора», 1980. — С. 320). [32] Фабрициус Михаил Платонович (1847–1915), военный
инженер, генерал-майор (с 1894). Член ряда комитетов и
комиссий, общественный деятель, коллекционер картин и
антиквариата. В 1874 г. окончил Николаевскую военно-инженерную
академию. В 1876–1883 гг. — бауадъютант (инженер) Большого
Кремлевского дворца. С 1885 года — полковник, штаб-офицер для особых
поручений в Окружном
инженерном управлении Киевского в.о. С 1894 г. — генерал-майор,
чиновник особых поручений Кабинета Е. И. В.,
с 1902 г. — член Совещательного технического комитета по
строительной части при Кабинете Е. И. В. С 1905 г. — в отставке. Автор
книги «Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего» (1883).
В его собрании была широко
представлена русская школа живописи — от Боровиковского
до Репина, а также искусство европейских школ. В 1906 году
в Санкт-Петербурге был выпущен каталог этого собрания —
Картины собрания М. П. Фабрициус (Tableaux collection М.
de Fabricius). СПб., 1906. Многие произведения живописи из
коллекции М. П. Фабрициуса в течение 1913–1916 гг. были
передана в Картинную галерею Румянцевского музея. [33] Тропинин Арсений Васильевич (1809–1885), сын художника. 3 марта 1856
Императорская Академия художеств «по прошению Василия Тропинина, при котором представляет
написанные сыном его Арсением две копии, изображающие
1-ая гитариста, а 2-я белошвейку и просит об удостоянии его
по оным звания художника живописи, определено: сына
академика, Арсения, по представленным копиям и другим
известным работам с натуры, удостоить звания неклассного [свободного]
художника по живописи портретной» (Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской
Академии художеств за сто лет ее существования. В 3 ч. / Под ред. и с
примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1866, ч. 3, с. 259).
[34] Русский музей императора Александра III. Живопись и скульптура, Том 2. — СПб, 1904. — Стр. 418.
[35] См.: Нарышкина Н. А. Музей Политехнического университета в Лесном
// Ж-л «История Петербурга». — № 6 (22). — 2004. — С. 53. |