ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 14 (16)

     

   В связи с вышеприведенным заслуживает внимания еще один интересный документ, содержащийся в «Журналах и отчетах Им­пе­ра­тор­ской Академии Художеств за 1898 год» (опубликован в 1899 г.), в котором шла речь о возможности приобретения для музея еще одного тропининского «Гитариста», о чем почти единогласно было вынесено от­ри­ца­тель­ное решение:

   «III. О приобретении картин для Русского Музея Императора Александра III.

   И. д. Секретаря Русского Музея Императора Александра III, 12-го Января 1898 г. за № 11, уведомляя, что некто г. Иванов доставил, для помещения в Русский Музей две картины работы художника Тропинина, изображающия «Ги­та­рис­та» и «Швею», просил представить присланныя картины на рассмотрение Императорской Ака­де­мии Художеств.

   Совет Академии большинством голосов полагает: картину «Гитарист» не приобретать, а «Швею» приобрести для Русского Музея.

   По произведенной, в настоящем, заседании Собрания, баллотировки этого вопроса ока­за­лось из 33 голосов подано,
   1) 22 голоса за приобретение картины «Швея» и 11 против приобретения.
   2) 1 голос за приобретение картины «Ги­та­рист» и 32 против приобретения».

   Здесь стоит сказать, что «согласно архивным документам, Совет Академии художеств редко давал согласие на приобретение предлагаемых работ. Конечно, здесь отчасти сказывалась величина ежегодно выделяемой закупочной суммы — 30 тысяч рублей... Например, в январе-феврале 1899 года в четырех представленных на закупку произведений художников П. М. Шам­шина, А. И. Корзухина, Р. Г. Судковского, П. П. Джогина, В. Л. Бо­ро­ви­ков­ского, М. А. Зичи, В. М. Резанова, И. И. Шиш­кина, В. Е. Маковского, Н. Е. Сверчкова была одобрена для приобретения лишь картина А. И. Корзухина «Бабушкин празд­ник» [36]. Так что, в этом отказе от приобретения «Гитариста» (когда один из его вариантов, напомню, в музее уже имелся), нет оснований видеть констатацию недостаточной ху­до­жест­вен­ной ценности кар­тины.
   В 1870 году Санкт-Петербургским собранием художников при Всероссийской мануфактурной выставке был учрежден т. н. «русский музей», в отдел живописи и ваяния которого представили лучшие работы из своих коллекций как музеи, так и, главным образом, владельцы частных собраний. В числе выставленных в этой экспозиции произведений живописи была и картина «Гитарист» В. А. Тропинина, которая в


[36] Криводенченков С. В. Академия художеств и Государственный Русский музей. Проблема фор­ми­ро­ва­ния коллекции ГРМ (1895-1958). // Русское ис­кус­ство Нового времени. Исследования и материалы. Сб. статей. Вып. 10: Императорская Академия художеств. Дела и люди. — М.: Памятники исторической мысли. — 2006. — С. 298.

 

ее Указателе числится за № 497 и значится как поступившая из собрания известного в то время петербургского коллекционера, зо­ло­то­про­мыш­лен­ника Николая Дмитриевича Быкова (1812–1884) [37].
   В Армению «Гитарист» В. А. Тропинина, вероятно, попал из Лазаревского института восточных языков в Москве [38], располагавшего небольшим, но ценным собранием произведений армянских и русских художников, картинами из фамильной галереи Лазаревых (армян, выходцев из Персии, живших в России с XVIII века; настоящая фамилия Лазарян или Газарян). Произошло это в 1925 году или, возможно, в период с 1922 по 1925 год, тогда же, когда в недавно созданный художественный отдел Музея Армении (нынешнюю Национальную галерею Армении) был передан выполненный им же портрет Иоакима (Екима) Лазаревича Лазарева (1744–1826) («Портрет Иоакима Лазарева», 1822), основавшего в 1815 году в Москве училище для армянских и русских юношей, преобразованное в 1827 году в Лазаревский институт восточных языков, более ста лет являвшийся одним из крупнейших центров науки и армянской культуры.
   В списке произведений В. А. Тропинина, находящихся в музеях и частных собраниях, составленном А. М. Амшинской, указан и еще один «адрес», куда в советское время, по распространенной тогда в музейной работе практике распределения картин известных художников по республиканским и областным собраниям живописи, попал один из авторских «Гитаристов» Тропинина — Государственный музей изобразительных искусств Киргизской ССР в г. Фрунзе (ныне это Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева в Бишкеке). Картина имеет размер 87 × 75 см. В журнале «Огонёк» за 1976 год в статье, рассказывающей о коллекции этого музея, читаем: «В киргизском музее, кстати сказать, В. Тропинин в “Гитаристе” и “Портрете брата художника” предстает во всей характерности своего искусства». Известно, что начало этой коллекции положили 72 произведения русских художников, поступившие в 1934 году из Государственной Третьяковской галереи (54 картины) и из музейных фондов Наркомпроса Российской Федерации (18 картин). В числе картин, переданных тогда в художественный музей Киргизии, только что основанный по инициативе уроженца республики, выпускника живописного факультета Высшего художествен-


[37] Указатель русского музея, учрежденного Санкт-Петербургским собранием художников, при Все­рос­сий­ской мануфактурной выставке 1870 г. / Все­рос­сий­ская мануфактурная выставка. 1870; Петербург. Русский музей. — СПб.: Б. и., 1870. — С. 36.

[38] С 1919 — Армянский институт, а с 1921 — Дом культуры Армении, в 1953-1976 гг. — в составе Института востоковедения АН СССР, с 1991 года — посольство Республики Армения в России.

     
Рейтинг@Mail.ru