В связи с вышеприведенным заслуживает внимания еще один интересный
документ, содержащийся в «Журналах и отчетах Императорской Академии
Художеств за 1898 год» (опубликован в 1899 г.), в котором шла речь о
возможности приобретения для музея еще одного тропининского «Гитариста»,
о чем почти единогласно было вынесено отрицательное решение:
«III. О
приобретении картин для Русского Музея Императора Александра III.
И. д. Секретаря Русского Музея Императора Александра III, 12-го Января
1898 г. за № 11, уведомляя, что некто г. Иванов доставил, для помещения
в Русский Музей две картины работы художника Тропинина, изображающия
«Гитариста» и «Швею», просил представить присланныя картины на
рассмотрение Императорской Академии Художеств.
Совет Академии большинством голосов полагает: картину «Гитарист» не
приобретать, а «Швею» приобрести для Русского Музея.
По произведенной, в настоящем, заседании Собрания, баллотировки этого
вопроса оказалось из 33 голосов подано,
1) 22 голоса за приобретение картины «Швея» и 11 против приобретения.
2) 1 голос за приобретение картины «Гитарист» и 32 против приобретения».
Здесь стоит сказать, что «согласно архивным документам, Совет
Академии художеств редко давал согласие на приобретение предлагаемых
работ. Конечно, здесь отчасти сказывалась величина ежегодно выделяемой
закупочной суммы — 30 тысяч рублей... Например, в январе-феврале 1899
года в четырех представленных на закупку произведений художников П. М.
Шамшина, А. И. Корзухина, Р. Г. Судковского, П. П. Джогина, В. Л.
Боровиковского, М. А. Зичи, В. М. Резанова, И. И. Шишкина, В. Е.
Маковского, Н. Е. Сверчкова была одобрена для приобретения лишь картина
А. И. Корзухина «Бабушкин праздник» [36]. Так что, в этом отказе от
приобретения «Гитариста» (когда один из его вариантов, напомню, в музее
уже имелся), нет оснований видеть констатацию недостаточной
художественной ценности картины.
В 1870 году Санкт-Петербургским собранием художников при Всероссийской
мануфактурной выставке был учрежден т. н. «русский музей», в отдел
живописи и ваяния которого представили лучшие работы из своих коллекций
как музеи, так и, главным образом, владельцы частных собраний. В числе
выставленных в этой экспозиции произведений живописи была и картина
«Гитарист» В. А. Тропинина, которая в
[36] Криводенченков С. В. Академия художеств и Государственный Русский
музей. Проблема формирования коллекции ГРМ (1895-1958). // Русское
искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сб. статей. Вып. 10: Императорская Академия
художеств. Дела и люди. — М.: Памятники исторической мысли. — 2006. — С. 298. |
|
ее Указателе числится за №
497 и значится как поступившая из собрания известного в то время петербургского коллекционера,
золотопромышленника Николая Дмитриевича Быкова (1812–1884) [37].
В Армению «Гитарист» В. А. Тропинина, вероятно, попал из Лазаревского
института восточных языков в Москве [38], располагавшего небольшим, но
ценным собранием произведений армянских и русских художников, картинами
из фамильной галереи Лазаревых (армян, выходцев из Персии, живших в
России с XVIII века; настоящая фамилия Лазарян или Газарян). Произошло
это в 1925 году или, возможно, в период с 1922 по 1925 год, тогда же,
когда в недавно созданный художественный отдел Музея Армении (нынешнюю
Национальную галерею Армении) был передан выполненный им же портрет
Иоакима (Екима) Лазаревича Лазарева (1744–1826) («Портрет Иоакима
Лазарева», 1822), основавшего в 1815 году в Москве училище для армянских
и русских юношей, преобразованное в 1827 году в Лазаревский институт
восточных языков, более ста лет являвшийся одним из крупнейших центров
науки и армянской культуры.
В списке произведений В. А. Тропинина, находящихся в музеях и частных
собраниях, составленном А. М. Амшинской, указан и еще один «адрес», куда
в советское время, по распространенной тогда в музейной работе практике
распределения картин известных художников по республиканским и областным
собраниям живописи, попал один из авторских «Гитаристов» Тропинина —
Государственный музей изобразительных искусств Киргизской ССР в г.
Фрунзе (ныне это Кыргызский национальный музей изобразительных искусств
имени Гапара Айтиева в Бишкеке). Картина имеет размер 87 × 75 см. В
журнале «Огонёк» за 1976 год в статье, рассказывающей о коллекции этого
музея, читаем: «В киргизском музее, кстати сказать, В. Тропинин в
“Гитаристе” и “Портрете брата художника” предстает во всей характерности
своего искусства». Известно, что начало этой коллекции положили 72
произведения русских художников, поступившие в 1934 году из
Государственной Третьяковской галереи (54 картины) и из музейных фондов
Наркомпроса Российской Федерации (18 картин). В числе картин, переданных
тогда в художественный музей Киргизии, только что основанный по
инициативе уроженца республики, выпускника живописного факультета
Высшего художествен-
[37] Указатель русского музея, учрежденного Санкт-Петербургским собранием
художников, при Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. / Всероссийская мануфактурная выставка.
1870; Петербург. Русский музей. — СПб.: Б. и., 1870. — С. 36.
[38] С 1919 — Армянский институт, а с 1921 — Дом культуры Армении, в 1953-1976 гг. — в составе Института востоковедения АН СССР,
с 1991 года — посольство Республики Армения в России. |