Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С.
15 (17)
«Гитарист. (К рис. на стр. 1831.) Очень редко кто обращает внимание на подписи
под рисунками. Немногие
интересуются именем художника, рисунок которого воспроизводит журнал, —
посмотрят и перевернут
страницу, чтобы взглянуть на второй, третий, четвертый рисунок, но наш
«Гитарист» невольно обратит на
себя внимание людей, понимающих искусство, людей, знающих и ценящих наших родных
художников.
Всмотритесь в черты гитариста! Какая меланхолия разлита по лицу, так и чудится,
что из полуоткрытых
губ вот сейчас-сейчас сорвутся звуки и завторят певучим струнам гитары. Лицо —
живое лицо — вы видите
перед собой, да и немудрено — это лицо, этого гитариста, рисовал Тропинин, наш
Тропинин, первый
знаменитый портретист, по силе кисти с которым сравниться может, пожалуй,
покойный Крамской и
здравствующий Репин. Тропинин первый в портреты «вливал душу живую», не прибегая
ни к маякам, ни к
искусственному освещению. Он брал лицо и рисовал его, рисовал со всеми присущими
натуре недостатками,
и потому-то портреты работы Тропинина так ценятся до сих пор. У него не было
мертвящей шаблонности,
не было скучной прикрасы, у него была жизнь. Припомните портрет Пушкина,
написанный Тропининым
и в гравюре Уткина разошедшийся по России. Как правдиво, как красиво выписаны
черты нашего поэта!
И все работы этого художника отличаются колоритностью, свежестью и
непринужденным письмом. Много
работ Тропинина находится в музее Императора Александра III, и, между прочим,
«Гитарист», помещенный
в настоящем номере нашего журнала.»