ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 17 (19)

     

привлекли полотна с изображением гитары, среди которых и три картины В. А. Тропинина — «Портрет П. М. Васильева, любителя музыки», «Гитарист» и «Девушка с гитарой». Свое наблюдение она сформулировала очень кратко, но в то же время точно, красочно и емко:

   «В картине кисти Боровиковского «Портрет сестер княжон А. Г. и В. Г. Гагариных» силуэт гитары необычно вытянут, изяществом несколько нарочитой формы одновременно разделяя и объединяя фигуры княжон, а графикой вторя их очертаниям. Иная трактовка пластического образа гитары дана Тропининым. В его про­из­ве­де­нии «Портрет П. М. Васильева» корпус гитары сильно сокращен перспективой и прикрыт рукой Васильева. «Спрятав» и разбив массивную, самодостаточную форму корпуса инструмента, Тропинин на переднем плане изображает головку гитарного грифа и замыкает на ней ком­по­зи­ци­он­ное движение. Таинственное, дра­го­цен­ное мер­ца­ние колков в сочетании с упрямо вьющимися в певучих изгибах росчерками свободных концов струн рождает удивительный в своей вы­ра­зи­тель­ности живописно звучащий образ. В другом произведении Тропинина — «Гитарист» — корпус гитары сокращен меньше, но головка грифа выписана столь же музыкально и любовно. В третьей из картин художника, представленных на выставке — «Девушка с гитарой», — дилемма «корпус или гриф» полностью решена в пользу грифа: самой гитары, упомянутой в названии картины, вовсе не видно, она полностью скрыта. Пластический образ инструмента выражается здесь через изображение его грифа. Образ практически перешел в знак» [40].

   В 1836 году В. А. Тропинин написал портрет Павла Михайловича Васильева (1798–1854), титулярного советника и кавалера ордена Св. Станислава 3 степени, бухгалтера Конторы Императорских Московских театров (с 1825 г.), большого любителя музыки, игру которого на гитаре часто слушал художник. Сегодня эта картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
   «Начиная с 1836 года глаза на его картинах и портретах расширились, загорелись темным блеском. Они теперь полны чувственности. Такие глаза принято сравнивать со спелыми вишнями. [...] Место меланхоличного гитариста занимает пышущий здоровьем жизнелюб Васильев. И, глядя на его мягкий чувственный рот, на блестящие влажные глаза, уже не романтический романс на слова Дельвига, но страстный цыганский напев приходит на память. Так своеобразно, «по-домашнему» пре­лом­ля­ется в творчестве Тропинина свойственный эпохе 30-х годов романтизм, выдвинувший в литературе сильную и страстно-трагическую личность», — пишет об этом портрете А. М. Амшинская [41].


[40] Бровина И. В. Пространство, пойманное звуком // Номи — Новый мир искусства. — 2002. — № 4. — С. 20–23. — [Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI–XX веков].

[41] Амшинская А. М. Василий Андреевич Тропинин, 1776–1857. — М.: Искусство, 1970. — С. 141.

 

   В другом месте читаем: «Портрет Васильева принадлежит к числу жанровых портретов. Тип «гитариста» неоднократно варьировался в творчестве художника. Непринужденность позы и жанровая мотивировка позволяют придать портрету эмоциональную оживленность. Изящ­ная поза, устремленный на неведомого со­бе­сед­ника сосредоточенный взгляд, поведенческая свобода модели, застигнутой взглядом художника в момент творческого вдохновения, сви­де­тель­ству­ют об эмоциональной открытости изображения, присущей романтическому типу художественного видения. Портрет П. М. Ва­силь­ева — один из самых проникновенных образов в творчестве Тропинина 1830-х гг.» [42].

До и после Тропинина

   «Гитарист» В. А. Тропинина — не един­ствен­ная, но наиболее известная, яркая и за­по­ми­наю­щаяся картина с изображением гитариста в русской живописи не только первой половины, но и всего XIX века. Гитару и гитаристов изображали на своих полотнах художники до Тропинина, его современники, а затем и многие русские живописцы после него. Самыми за­мет­ными картинами в этом ряду, написанными ранее «Гитариста», являются «Портрет сестер княжон А. Г. и В. Г. Гагариных» В. Л. Бо­ро­ви­ков­ского (1802) и «Тру­ба­дур» («Портрет актера В. В. Баранова») А. Г. Варнека (1812).

   На портрете В. Л. Боровиковского (1757–1825), его иногда называют еще «Дуэт», девушки представлены музицирующими: млад­шая из сестер Гагариных играет на шести­струнной гитаре и смотрит в нотный лист, а старшая поет под ее аккомпанемент. Тра­ди­ци­он­но считается, что «Боровиковский проявил в нем лучшие качества своего мастерства. Серое теплого тона одеяние старшей кареглазой девушки, белое платье младшей, лиловато-розовая шаль и красновато-коричневого цвета гитара образуют в сочетании с зеленью фона удивительную по богатству оттенков мягкую красочную гамму» [43].

   Детальное описание этой картины можно найти у историка искусства, художественного критика, члена-корреспондента АХ СССР Н. Г. Машковцева (1887–1962) — большого знатока творчества В. Л. Боровиковского:

   «В 1802 году художник создал два двойных портрета: сестер Куракиных и сестер Гагариных, а через год — два более сложных тройных портрета членов семейства Безбородко. Среди


[42] Русское искусство ХV-ХХ веков : из фондов Государственного Русского музея //Авт. вступ. ст. и сост. Е. Н. Петрова. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — С. 232.

[43] См.: Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М.: Искусство, 1975. — С. 182.

     
Рейтинг@Mail.ru