ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 20 (22)

     

них портрет Гагариных (Третьяковская галерея) представляется наиболее совершенным. Лучшие качества живописи Боровиковского именно в нем нашли самое полное выражение. Новая, более сложная задача заставила художника частично отойти от ранее выработанных приемов композиции. Руки моделей здесь не служат опорой, художник занял их работой, правда легкой и деликатной. Старшая Гагарина левой рукой держит ноты в то время, как ее правая рука, ничем не занятая, лежит на коленях. Младшая сестра играет на гитаре, заглядывая в нотный листок, который держит старшая. Ее правая рука перебирает струны, а левая прижимает их к гитаре. Кисть руки погружена в тень, которая смягчает силу жеста. Положения рук натуральны, потому что связаны с действием. Ни одно из них не повторяется, они показаны контрастирующими парами. Пальцы одной руки с силою нажимают на струны, тогда как другая легко придерживает лист с нотами. Пальцам, перебирающим струны, художник про­ти­во­по­ста­вил другую руку, лежащую без движения. Этот момент вносит в композицию ритмическую стройность. Более подробный анализ композиции мог бы обнаружить и другие ритмические соответствия (например, край нотного листка и плечо и рука гитаристки). Ритмичность, мягкая плавность всех очертаний соответствуют плавности и ритму музыки. Но самое вы­ра­зи­тель­ное в этой композиции — это полное ее соответствие с внутренним смыслом портрета. На первом плане — старшая Гагарина, томная, несколько располневшая, с вялыми и ленивыми движениями. Ее красота кажется вполне созревшей. Она ведущий голос в этом дуэте. Ее младшая сестра — веселая простушка — аккомпанирует голосу на гитаре, внимательно всматриваясь в ноты. Она менее красива. У нее более узкий разрез глаз, толстоватый нос. Рядом с сестрой она кажется дурнушкой, но она подкупает своей молодостью, жиз­не­ра­дост­ностью и непосредственностью. Пластика обеих фигур и лиц изумительна. Складки платьев ложатся красивыми изломами, как складки классических одеяний. Они обоснованы строением и дви­же­ни­ем тела и характером материй, но, что еще важнее, связываются с душевным строем моделей. Они более крупны и классичны в одежде старшей. Особенно интересны их изломы в правом углу портрета, где складками выражено сидячее спокойное положение фигуры. Тонкая одежда младшей плотно облегает ее тело. Мелкие складки идут от ворота и пересекаются узким зеленым поясом. Колени прикрыты шалью. В меньшей пластической значительности складок как бы выражен еще не вполне сфор­ми­ро­вав­шийся характер модели. Деревья, как обычно у Боровиковского, образуют фон этого портрета. 3а спиной младшей сестры виднеется ба­лю­стра­да, на которой лежат цветы. Можно было бы ожидать, что столь сильное внимание к форме, столь энергичное ее выражение послужит в ущерб цвету и живописи вообще. Можно было бы ожидать, что роль цвета Боровиковский сведет к нейтральной расцветке. Но Бо­ро­ви­ков­ский является подлинным живописцем. Во всех его произведениях цвет органически, нерасторжимо

 

связан с формой. Причем он обладает высшим свойством — живописным тоном, являющимся уделом лишь подлинных живописцев. Цветом выражена природа вещей и даже их фактура, то есть характер поверхности. В каждом портрете Боровиковского цвет приведен в гармонию, и нет ни одного участка, который выбивался бы из этого стройно организованного целого. Чувство скульптурной пластики у Боровиковского со­че­тается с высокой живописной гар­мо­ни­ей» [44].

   Высоко отзывались современники и о картине Александра Григорьевича Варнека [45] «Трубадур» или «Трубадур с гитарою» (Портрет Василия Венедиктовича Баранова, актера Петербургского театра и художника. 1812. Xолст, масло. 77 × 63. Слева внизу подпись: А. Варникъ 1812. Киевский Национальный музей русского ис­кус­ства). Копия этого портрета находится в Государственном Русском музее [46]. Один из первых владельцев этого полотна Павел Пет­ро­вич Свиньин (1787-1839) особенно гордился этим своим при­об­ре­те­ни­ем, сделанным им на аукционе 1822 года (до этого картина находилась в коллекции А. И. Кор­сакова в Петербурге [47]) и отзывался о нем с пре­уве­ли­ченным восхищением:

   «Картина сия есть лучшее произведение сего отличного художника... Если бы Варнек мог остановиться и принять сей колорит, то он сделался бы Тицианом и Вандиком Русским. Рука, совершенно кисти последнего, выходит из полотна, а голова..., заключает в себе столько естественности, что ни видишь ни красок, ни теней, а одно тело, настоящую кожу, уди­вля­ешь­ся, чем художник произвел сие действие?... Эта простота, как и во всех случаях, есть убе­ди­тель­ней­шее свидетельство Совершенства, редко достигаемое в живописи... Картина эта писана с Баранова, ученика Варникова, в 1807 году для известного любителя А. И. Корсакова, который


[44] Н. Г. Машковцев. В. Л. Боровиковский. // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А. Леонова.- М.: Искусство, 1952. — С. 341-343.
[45] Надо сказать, что Тропинина с Варнеком некоторое время связывали близкие дружеские отношения (в 1798–1804 гг. они вместе учились в Петербургской Академии художеств у С. С. Щу­ки­на), но Варнек, будучи действительно очень ценимым в свое время и незаурядным портретистом, в жизни отличался склонностью к интригам и не раз строил козни против своих коллег по цеху. Пострадал от бывшего друга и Тропинин: в 1823 году Варнек необоснованно заявил, что пред­став­лен­ный тем в совет академии портрет художника Е. О. Скотникова заимствован у него, Варнека, по этой причине Тропинину в тот год в звании академика было отказано и он смог получить его лишь год спустя, представив другую работу — «Портрет К. А. Лебрехта». По воспоминаниям Н. А. Рамазанова, Тропинин «сильно негодовал на эту недостойную выходку Варнека» (Русский вестник. 1861. Т. 36. — С. 66).
[46] Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века / Под ред. И. М. Шмидта. — М.: Искусство, 1966. — С. 321.
[47] Об этом см.: [Свиньин П. П.] Распродажа картинной галереи А. И. Корсакова. // «Оте­чест­вен­ные записки», 1822, май, кн. 10, № 25; тж.: «Отечественные записки», 1822, № 26 (июнь), стр. 435 — 444.

     
Рейтинг@Mail.ru