них портрет Гагариных (Третьяковская галерея)
представляется наиболее совершенным. Лучшие качества живописи
Боровиковского именно в нем нашли самое полное выражение. Новая, более
сложная задача заставила художника частично отойти от ранее выработанных
приемов композиции. Руки моделей здесь не служат опорой, художник занял
их работой, правда легкой и деликатной. Старшая Гагарина левой рукой
держит ноты в то время, как ее правая рука, ничем не занятая, лежит на
коленях. Младшая сестра играет на гитаре, заглядывая в нотный листок,
который держит старшая. Ее правая рука перебирает струны, а левая
прижимает их к гитаре. Кисть руки погружена в тень, которая смягчает
силу жеста. Положения рук натуральны, потому что связаны с действием. Ни
одно из них не повторяется, они показаны контрастирующими парами. Пальцы
одной руки с силою нажимают на струны, тогда как другая легко
придерживает лист с нотами. Пальцам, перебирающим струны, художник
противопоставил другую руку, лежащую без движения. Этот момент
вносит в композицию ритмическую стройность. Более подробный анализ
композиции мог бы обнаружить и другие ритмические соответствия
(например, край нотного листка и плечо и рука гитаристки). Ритмичность,
мягкая плавность всех очертаний соответствуют плавности и ритму музыки.
Но самое выразительное в этой композиции — это полное ее
соответствие с внутренним смыслом портрета. На первом плане — старшая
Гагарина, томная, несколько располневшая, с вялыми и ленивыми
движениями. Ее красота кажется вполне созревшей. Она ведущий голос в
этом дуэте. Ее младшая сестра — веселая простушка — аккомпанирует голосу
на гитаре, внимательно всматриваясь в ноты. Она менее красива. У нее
более узкий разрез глаз, толстоватый нос. Рядом с сестрой она кажется
дурнушкой, но она подкупает своей молодостью, жизнерадостностью и
непосредственностью. Пластика обеих фигур и лиц изумительна. Складки
платьев ложатся красивыми изломами, как складки классических одеяний.
Они обоснованы строением и движением тела и характером материй, но,
что еще важнее, связываются с душевным строем моделей. Они более крупны
и классичны в одежде старшей. Особенно интересны их изломы в правом углу
портрета, где складками выражено сидячее спокойное положение фигуры.
Тонкая одежда младшей плотно облегает ее тело. Мелкие складки идут от
ворота и пересекаются узким зеленым поясом. Колени прикрыты шалью. В
меньшей пластической значительности складок как бы выражен еще не вполне
сформировавшийся характер модели. Деревья, как обычно у
Боровиковского, образуют фон этого портрета. 3а спиной младшей сестры
виднеется балюстрада, на которой лежат цветы. Можно было бы ожидать,
что столь сильное внимание к форме, столь энергичное ее выражение
послужит в ущерб цвету и живописи вообще. Можно было бы ожидать, что
роль цвета Боровиковский сведет к нейтральной расцветке. Но
Боровиковский является подлинным живописцем. Во всех его
произведениях цвет органически, нерасторжимо |
|
связан с формой. Причем он обладает высшим свойством — живописным тоном, являющимся уделом лишь подлинных живописцев. Цветом выражена природа вещей и даже их фактура, то есть характер поверхности. В
каждом портрете Боровиковского цвет приведен
в гармонию, и нет ни одного участка, который
выбивался бы из этого стройно организованного целого. Чувство
скульптурной пластики у Боровиковского сочетается с высокой живописной
гармонией» [44].
Высоко отзывались современники и о картине Александра Григорьевича Варнека [45] «Трубадур»
или «Трубадур с гитарою» (Портрет Василия Венедиктовича Баранова,
актера Петербургского театра и художника. 1812. Xолст, масло. 77 × 63.
Слева внизу подпись: А. Варникъ 1812. Киевский
Национальный музей русского искусства). Копия
этого портрета находится в Государственном Русском музее [46]. Один из первых владельцев этого
полотна Павел Петрович Свиньин (1787-1839)
особенно гордился этим своим приобретением,
сделанным им на аукционе 1822 года (до этого
картина находилась в коллекции А. И. Корсакова
в Петербурге [47]) и отзывался о нем с преувеличенным восхищением:
«Картина сия есть лучшее произведение сего
отличного художника... Если бы Варнек мог остановиться и принять сей колорит, то он сделался бы Тицианом и
Вандиком Русским. Рука, совершенно кисти последнего, выходит из полотна, а голова...,
заключает в себе столько естественности, что ни видишь ни красок, ни
теней, а одно тело, настоящую кожу, удивляешься, чем
художник произвел сие действие?... Эта простота, как и во всех
случаях, есть убедительнейшее свидетельство Совершенства, редко достигаемое
в живописи... Картина эта писана с Баранова, ученика Варникова, в 1807
году для известного любителя А. И. Корсакова, который
[44] Н. Г. Машковцев. В. Л. Боровиковский. // Русское искусство: очерки о
жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А. Леонова.- М.: Искусство, 1952.
— С. 341-343.
[45] Надо сказать, что Тропинина с Варнеком некоторое время связывали близкие дружеские отношения (в 1798–1804 гг.
они вместе учились в Петербургской Академии художеств у С. С. Щукина), но Варнек, будучи действительно очень ценимым в свое
время и незаурядным портретистом, в жизни отличался склонностью к интригам и не раз строил козни против своих коллег по цеху. Пострадал от бывшего друга
и Тропинин: в 1823 году Варнек необоснованно заявил, что представленный тем в совет академии портрет художника Е. О. Скотникова заимствован у него, Варнека, по этой причине
Тропинину в тот год в звании академика было отказано и он смог получить
его лишь год спустя, представив другую работу — «Портрет К. А.
Лебрехта». По воспоминаниям Н. А. Рамазанова, Тропинин «сильно негодовал на эту недостойную выходку
Варнека» (Русский вестник. 1861. Т. 36. — С. 66).
[46] Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века / Под ред. И. М. Шмидта.
— М.: Искусство, 1966. — С. 321.
[47] Об этом см.: [Свиньин П. П.] Распродажа картинной галереи А. И.
Корсакова. // «Отечественные записки», 1822, май, кн. 10, № 25; тж.: «Отечественные записки», 1822, № 26 (июнь), стр. 435 — 444. |