ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 26 (28)

     

   На картине К.Е. Маковского (1839-1915), отец которого был, между прочим, дружен с В. А. Тропининым, изображена семиструнная гитара, на которой, очевидно, использованы кишковые струны и деревянные конические колки. На этой же картине видна и другая интересная деталь инструмента, иногда использовавшаяся русскими гитаристами, — своеобразная опора для правой руки в виде дугообразной изогнутой пластины, воз­вы­шаю­щейся над подставкой и закрепленной на края инструмента [53]. С гитарой в руках художник изобразил своего отца Егора (Георгия) Ива­но­вича Маковского (1800-1886) — бухгалтера по профессии, но страстного художника-лю­би­те­ля, коллекционера и художественного дея­теля, одного из основателей Натурального класса в Москве, впоследствии пре­об­ра­зо­ван­ного в Училище живописи, ваяния и зод­чества. Наряду с живописью Е. И. Маковский увлекался музыкой, сам играл на гитаре, — за этим занятием его и запечатлел сын. «Егор Иванович Маковский служил бухгалтером, душою принадлежа искусствам. Гитара уже кочевала по Москве, и Тропинин, приятель его, оставил нам галерею гитаристов и гитаристок, живые немеркнущие полотна», — так просто и естественно связал два имени, а тем самым, непреднамеренно, и два, пожалуй, самых знаменитых русских гитарных портрета, пи­са­тель Валентин Пикуль [54].
   В литературе можно встретить упоминание и еще об одной «гитарной» картине XIX века. Принадлежит она художнику Фирсу Сергеевичу Журавлеву (1836-1901), некоторые из работ которого отдаленно напоминают аналогичные по сюжету произведения В. А. Тропинина: «Ги­та­рист» (1880, Краеведческий музей в Сызрани), «Старик» (1884) и «Оди­но­кий» (1887), «Женская головка» и другие. О «Гитаристе» Ф. С. Жу­рав­лева читаем:

   «Мягко и живописно вылепленное лицо и кисть правой руки поющего молодого человека, гитара — вот и все, что художник показал в небольшой картине «Гитарист». Он попытался воздействовать на зрителя эмоциональной стороной произведения: гитарист поет само­заб­венно, подняв голову, закатывая глаза. Ув­ле­че­ние юноши пением кажется, однако, если не преувеличенным, то, во всяком случае, ма­нер­ным. Журавлев или не сумел воплотить пе­ре­жи­вания гитариста, или хотел сделать их особо интересными, бросающимися в глаза. И в том и в другом случае это было тревожным признаком: Журавлеву угрожали утрата чувства меры и снижение художественного вкуса» [55].


[53] См.: Батов А., Мелешина Н. Некоторые органологические особенности русских семи­струн­ных гитар. // Гитарист. — 1998. — № 1. — С. 61.
[54] Пикуль В. С. Живая связь времен. М.: Профиздат, 1989. — С. 396.
[55] Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Книга 1. Вторая половина XIX в. / Под. ред. А. И. Леонова. — М.: Искусство, 1962. — С. 145.

 

   Из картин художников нашего времени, продолжающих лучшие традиции русской живописи XIX века, следует упомянуть о работе народного художника СССР А. М. Шилова (род. 1943), написавшего в 1986 году портрет Владимира Высоцкого, в котором есть нечто и от тропининского «Гитариста». Картина была написана уже после смерти поэта, актера и музыканта по просьбе его матери. Это один из редчайших случаев, когда А. М. Шилов отступил от своего правила писать портреты только с натуры и воспользовался фотографиями.

А. М. Шилов. Портрет В. Высоцкого. 1986.

А. М. Шилов. «Чуть помедленнее, кони, чуть
помедленнее!...» (Портрет В. Высоцкого). 1986.
Холст, масло. 90×80.

Московская государственная картинная галерея
народного художника СССР А. Шилова. Москва.

* * *

   Завершая разговор о Тропинине и его картине следует упомянуть и о «Гитаристе» из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которая осенью 2007 года была выкуплена с торгов «Сотбис» бизнесменом Алишером Ус­ма­но­вым и подарена им российскому государству (сейчас это собрание произведений искусства находится в Константиновском дворце в Стрельне близ Санкт-Петербурга). Среди экспонатов коллекции имеется и картина «Гитарист», которая по некоторым предположениям может при­над­ле­жать кисти В. А. Тропинина. Пока его авторство и не подтверждено, и не опровергнуто. На мой взгляд здесь мы, скорее всего, всё-таки имеем дело не с авторским повторением, а с копией неизвестного художника. По крайней мере, отличия в образе гитариста в этой картине и в известных тропининских оригиналах весьма разительны.

     
Рейтинг@Mail.ru