ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 37

       

  На значительность проделанной В. И. Мор­ковым работы указывалось и по прошествии почти столетия после ее опубликования:

   «Книга известного гитариста (одного из лучших учеников Сихры) В. И. Моркова «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала...» несмотря на все свои чрез­вычайные наивности, все же явилась ценной и почтенной для своего времени попыткой собрать многочисленные факты, касающиеся истории оперы в России. Не будем винить Моркова за то, что его про­грессивность ограничена признанием само­бытности «Ру­салки», осуждением «Мазепы» Фитингофа-Шеля, призывом к организации системы профессионального музыкального образова­ния. Книга Моркова как тогдашний обоб­щающий труд послужила, между про­чим, основанием «Краткого исторического очерка русской оперы» (СПб, 1867). Да и в наше время ни один историк русской музыки не сможет пройти мимо ряда колоритных фактов, собранных Морковым» [4].

   Что же касается критических замечаний и указаний на ошибки и неточности, допущен­ные в очерке, то их Владимиру Ивановичу Моркову приходилось слышать и при жизни, причем, иногда при весьма курьезных обстоятельствах. Так, музыкаль­ный критик и композитор Юрий Карлович Арнольд (1811-1898), в своих воспомина­ниях [5] рассказыва­ет о посещении его «известным в свое время гитарным виртуо­зом Влад. Ив. Морковым» следующее:

   «Этот г. Морков-то принес мне экземпляр дополненного им 2-го издания своей «школы для игры на гитаре» и просил о написании разбора этого сочинения с помещением в «Северной пчеле», в которой я тогда состоял сотрудником. А следует тут упомянуть о том, что незадолго пред тем вышла книга того самого-же г. Моркова «Исторический очерк русской оперы», в которой про дававшуюся в 1853-м году на сцене Мариинского театра комическую мою оперетту: «Клад» или «Ночь под Ивана-Купало» сказано было, что «она потерпела решительное фиаско». — Я и заметил (с улыбкою конечно) почтенному гитаристу, что я читал его любезную заметку, и что, пожалуй, ничто не помешает мне воспользоваться случаем, да отблагодарить его «соответственною монетою», и тем более что заметка его противоречить фактам и появившемуся в то время отзыву известного критика Ростислава (Ф. М. Толстого) в «Северной пчеле». Г. Морков очень смешался и, наконец, признался, что он сам на представлениях моей оперы не был и реферата Ростислава не читал; но что Даргомыжский (будто) его уверил, что опера «Клад» решительно таки провалилась». «Разбор гитарной школы г. Моркова, – прибавляет с легкой иронией Ю. К. Арнольд, – появился своевременно в «Северной пчеле», – и, кажется, автору не было повода жаловаться на меня».


[4] Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерк истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. II. 1861–1880 гг. — Л., Музгиз, 1958, с. 559-560.
[5] См.: Ю. К. Арнольд. Воспоминания. Вып. I — III. М., 1892-1893.

 



 

В заключение своего «Исторического очерка русской оперы» В. И. Морков горячо высказывается за раз­витие и общедоступность музыкального образо­вания в России, за культивирование родной музыки, выступает поборником поощрения и поддержки в получении образования музыкальным талантам из народа. Эти мысли достойны уважения и в наши дни. Сожаление вызывает лишь то, что будучи высказанными полтора столетия тому назад, они до сих пор не утратили своей актуальности.

   Примечательно, что В. И. Морков был не одинок в своей обеспокоенности состоянием музыкаль­ного образования в тогдашней России. Его млад­ший современник, известный впоследствии рус­ский историк литературы, профессор Московского университета Алексей Николаевич Веселовский (1843-1918) спустя всего четыре года после выхода очерка Владимира Моркова в своей первой работе «Музыка у славян» писал:

   «Кому неизвестно как ничтожно музыкальное образование всего необъятного края нашего! Надобно еще удивляться, как при отсутствии у нас до последнего времени каких бы то ни было музыкально-образовательных институтов и основа­тельного изучения музыки, создалась и развивается целая самобытная школа, как окончательно еще не заглохли все природные задатки в народе. Вспомним, что у нас на 75 миллионов две консер­ватории и два музыкальных общества, что доселе все преподавание музыки и пения остается в руках иностранцев, что наши оркестры сплошь почти иноземные; вспомним дурную сторону, так присущую, к несчастию, иностранцам в России, сторону касты, куда допускаются лишь свои».


«Русский вестник», Т. 64. – М., 1866, июль. – С. 155.

       
1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru