ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 4 (6)

     

заставлять его творить бессознательно-совершенно, и, следовательно, почему же не сочувствовать такому совершенству духовно — по впечатлению так же, как осязательно, по науке.
   Великое знание дела и добросовестный труд известного портретного живописца В. А. Тро­пинина, достигли той совершенной истины, которой перестаешь уже удивляться и которая становится, если позволено такое выражение, безыскусственной по гениальной ес­тест­вен­ности своей. Крайнее же совершенство и окончательная отделка простирается в произведениях Тропинина не только на главный предмет портрета — на лицо, но и на все подробности картины... Но замечательно, что при всей этой оконченности всей обстановки, ракурс Тропинина таков, что главный предмет не перестает господствовать над картиной и вместе с тем отделяется и от рамы, не выглядывает из нее, как из отворенного окна. Головы и фигуры его стоят на своем месте, но окруженный воздух занимает всю настоящую пустоту, глаз и мысль ее осязают. Сходство осанки, имеющей живое движение, равняется сходству черт лица, не оставляющему желать ничего более. Высокого достоинства кисть В. А. Тропинина не оставляет в небрежении последнего аксидента поля. Отдаленный горизонт, дерево, цветок, лежащая под рукою книга, резьба мебели, драпировка одежды, разнообразие тканей, пушистость мехов, все преисполнено строжайшей, очаровательной верности» [10].

Картина «Гитарист»
как документ истории

   Благодаря точности и вниманию к деталям, картины Тропинина помимо естественно присущей им художественной ценности приобретают и еще одну — ценность документа. Во всяком случае, это бесспорно в отношении «Гитариста», которого всякий историк русской семиструнной гитары, да и просто любитель, интересующийся историей гитары в России, воспринимает и видит именно так. Здесь и фотографически точное изображение ин­стру­мента той эпохи, и постановка рук, положение пальцев на грифе, стопка нот на картине 1832 года, по которым хочется угадать исполняемое произведение, и, наконец, с большой долей вероятности, изображение одного из самых ярких деятелей русской семиструнной гитары первой половины XIX века Владимира Ивановича Моркова (1801–1864), русского гитариста-виртуоза, ученика знаменитого А. О. Сихры, будущего автора Школы для семиструнной гитары и целого ряда сочинений и переложений для этого инструмента, а также получившего широкую известность и популярность «Ис­то­ри­ческого очерка русской оперы с самого ее начала по 1862 год» (СПб, 1862). Кроме того, как верно заметила говоря о «халатных» портретах Тропинина Е. Ф. Петинова, он «через до­сто­верную бытовую деталь показал характер


[10] [Е.] Василий Андреевич Тропинин // Москвитянин, 1849, № 5, март, Кн. 1. — С. 51–52. (Московская летопись).

 

Открытка "В. А. Тропининъ. Гитаристъ". Нач. ХХ в.

Открытка «В. А. Тропининъ. Гитаристъ»
(нач. ХХ в.) с репродукцией картины из музея
Императора Александра III (Русского музея).

московской жизни, ее размеренность, не­спеш­ность; и вместе с тем эта деталь становится олицетворением свободного образа мыслей тех, кого запечатлел художник» [11].
   Известный российский коллекционер, основатель Химкинской картинной галереи профессор С. Н. Горшин очень точно сказал, что «чудо живописи заключается в том, что во многих случаях она, так же как музыка и литература, незаменимый элемент истории».
   Конечно, при этом картина Тропинина не перестает оставаться документом ху­до­жест­вен­ным, творческим. Вот почему гитара, изо­бра­жаемая художником, в разных вариантах картины совсем не одна и та же. По крайней мере, головка грифа гитары на картинах 1822-1832 имеет иную форму, чем на картинах 1839-42 гг.: на последних она выполнена в виде лиры. Поменялся со временем и внешний вид подставки: в сравнении с первоначальным вариантом, ее рисунок


[11] Петинова Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин: [альбом]. — 2-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — С. 67.

     
Рейтинг@Mail.ru