ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 41

       

стремился и гитару вести в общемузыкальном русле, видимо, предчувствуя гибельный для нее уход в свою специфику в то время, когда русская музыкальная культура успешно осваивала европейские музыкальные формы. Морков, понимая, что гитаре не выдержать соревнования с фортепиано ни в силе звука, ни в полноте и сложности фактуры, ни в диапазоне высокого и низкого регистров, ни в широте, серьезности и разнообразии репер­туара, стремился увеличить ее возможности за счет ансамблей: двух гитар (большой и квар­ты), гитары и скрипки, гитары и фортепиано, то есть стремился вывести гитару из привычного круга домашнего или салонного музицирования. При этом ее виртуозной, сильной стороне уделял гораздо меньше внимания, то ли в силу поставленной задачи, то ли из-за недостатка своего дарования для освоения ее виртуозной сути. Как бы то ни было, он, проявляя музыкальный вкус, делал удачный выбор в художественном отношении материала для переложений и обработок. Хорошо зная музыкальную литературу русских и западных композиторов, он знакомил гитаристов с произведениями Гайдна, Бетхо­вена, Россини, Верди, Шуберта, а также с музыкой Глинки, Даргомыжского и других отечественных твор­цов музыки. У Моркова есть и свои изящные миниатюры, выдержан­ные по форме, отличаю­щиеся хорошим вку­сом. Среди обработок на­родных песен также имеются замечательные по своим художест­венным достоинствам, хотя и без размаха и виртуозности Сихры и Высотского.
   В. И. Морков был также хорошим педагогом — известны многие его ученики» [9].

   В приводимой выше оценке Моркова Ширя­лин почти полностью полагается на характе­ристику, данную ему ранее в книге Б. Л. Воль­мана «Гитара в России» и, очевидно, основы­вается на ней и ей следует, лишь местами частично поправляя, перефразируя и дополняя источник:

   «Как гитарист он не вызывал особого восхищения, занимаясь гитарой лишь попутно, в дополнение к своим музыкально-литера­турным трудам, из которых наибольшую известность получила книга «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год» (СПб., 1862). В основном Морков был музыкальным популяризатором. Его гитарные сочинения – это преимущественно пьесы для двух гитар (обычной и кварт-гитары), для гитары и скрипки, гитары и фортепьяно. Хорошо зная музыкальную литературу, Морков делал довольно удачный в художественном отноше­нии отбор материала для переложений, но мало учитывал при этом специфику гитары, берясь за такие произведения, которые в переложении для гитары соло невыполнимы по своей сложности. <...> Довольно большой каталог печатных сочинений Моркова для гитары используется гитаристами сравнительно мало. Причина этого – недооценка Морковым гитары как сольного инструмента и недостаточное знание всех ее свойств. Рассматривая гитару как равноценный фортепьяно инструмент, Морков был вынужден в целях сохранения полноты гармонии делать переложения не для одной гитары, а для двух или для гитары с сопровождением фортепьяно. Как композитор Морков не представляет интереса. Что же касается его переложений, то, следуя по пути, намеченному Сихрой, они во многом усту -


[9] Там же, с. 28-29.

 

пают переложениям его учителя» [10].

   Повторяющаяся у обоих авторов фраза о том, что Морков-гитарист не вызывал «особого восхи­щения», при всем к ним уважении, пред­став­ляется не более чем умозрительным пред­поло­жением, поскольку (даже если допустить, что это было и так) никаких подтверждений такому выводу имеющаяся литература нам не сохранила, а там, где имя Моркова встречает­ся, оно, как правило, сопровождается самыми лестными для него эпитетами. К тому же, вряд ли вообще возможно определить, каким должно быть восхищение, чтобы его можно было назвать «восхищением».

Извещение о выходе новых сочинений В. И. Моркова (1844)

Извещение о выходе новых сочинений
Владимира Моркова.
«Северная пчела», № 43, 24 февраля 1844 г.,
стр. 170.

   В 1862 году В. И. Морков издал собственную «Полную школу для гитары». В Предисловии к ней он писал:

   «Из всех изданных по настоящее время школ для семиструнной гитары, лучшею и наиболее доступною для изучающих этот инструмент следует по всем правам назвать теоретическую и практическую школу, составленную около двадцати пяти лет тому назад, знаменитым в свое время виртуозом и композитором Андреем Осиповичем Сихрою. Почти все более, или менее известные в России гитаристы, обязаны этой школе музыкальным своим образованием, но несмотря на многие неоспоримые ее достоинства, нельзя однако же не согласиться, что при современных нам требованиях гитарной музыки и значительном в последнее время усовершенство­вании самого инструмента, ока­зывается она теперь уже далеко не вполне удовлетвори­тельною. Вот причина, побудившая меня соста­вить новую школу, с подробнейшим изложением правил, необходимых для посте­пенного развития механизма правой и левой руки и вообще игры на гитаре. При изложении примеров, относящихся к правильной расста­новке пальцев, я следовал методе, заимство­ванной мною у А. О. Сихры, который в продолжение многих лет был руко­водителем моим в музыке. Смею надеяться, что труд мой, основанный на тридцатилетней практи­ческой опытности, принесет любителям гитары некоторою пользу».


[10] Вольман Б. Гитара в России. Л., Музгиз, 1961. – С. 92-93.

       
1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru