ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 6 (8)

     

несколько упростился. Все это позволяет говорить, что гитара на картине — «образ», скорее, собирательный, нежели изображение реального инструмента какого-то конкретного мастера, хотя некий «прототип», даже, скорее, несколько, у нее наверняка был. К сожалению, достоверно определить, какому гитарному мастеру принадлежит гитара, не представляется возможным, да и вовсе не факт, что это обязательно кто-то из известных мастеров. Почти однозначно можно утверждать лишь то, что это и не гитара И. А. Батова (1767-1841), и не гитара И. Я. Краснощекова (1798-1875). Батовым гитар было сделано единицы, да и по внешнему виду они сильно отличаются от того, что видно на картинах, хотя у него были и «лиры», и похожие «рисунки» подставки. Что до Краснощекова, то, во-первых, он по времени мастер более поздний (хотя первые его работы в интересующее нас время уже появились), а во-вторых, его улюбленной разновидностью корпуса была иная: с более узкой «талией», в форме выраженной цифры «8». У В. И. Морков гитара Краснощекова была, но появилась она у него значительно позже, чем была написана последняя из картин В. А. Тропинина. Подставка с «завитушками», как и форма корпуса, напоминают французские барочные гитары. Похожие инструменты делал во Франции Р. Ф. Лакот, о гитарах которого очень хорошо отзывался Ф. Сор. Иногда на завозных европейских гитарах русские мастера меняли гриф под 7 струн (на регулируемый винтом) [12].
   Конечно, по картине сложно определить точные размеры инструмента, тем не менее, кое-какие приблизительные параметры попытаться установить можно. Как известно, в старой русской гитарной литературе размеры инструмента назывались, как правило, в вершках (см., например: В. А. Русанов. Школа для гитары, журнал «Гитаристъ», № 3, 1905 г., стр. 92). Это такая старорусская единица измерения, равнявшаяся длине основной фаланги ука­за­тель­ного пальца — около 4,5 см. Но если в таком качестве веками можно было использовать основную фалангу, то почему не попробовать сделать то же самое (хотя бы один раз), но взяв для этого не ее, а хорошо видимую на изображении вторую, среднюю, фалангу указательного пальца левой руки гитариста? Используя этот нестандартный и весьма «ненаучный» метод, удается, пусть и с некоторой погрешностью на наклон, перспективу и проч., вычислить длину мензуры (расстояние между верхним и нижним порожками), которая, скорее всего, равняется


[12] По некоторым вопросам устройства русской семиструнной гитары меня любезно согласились проконсультировать харьковские гитаристы А. В. Су­бо­та (автор статей «Конструктивные особенности семиструнной гитары как органологическая де­тер­ми­нанта ее статуса в культуре», Вісник МСУ. Сер. Мистецтвознавство. – Харків, 2007. – Т. 10, №1, и «Эволюция гитары в музыкальной жизни России конца ХVIII – начала XIX века (социокультурный и органологический аспекты)», Там же. - Харків, 2006. - Т. 9, №1) и С. Н. Тихонравов.

 

585 мм (или чуть более того), что соответствует ее традиционному размеру у терц-гитары (у полноразмерных семиструнок она, как правило, колеблется от 630 до 650 мм). Гриф, визуально это достаточно хорошо видно, имеет небольшой радиус (закругление), что было очень распространено на семиструнных гитарах в России и на английских женских гитарах терцового строя конца XVIII – начала XIX веков. Пока не начали применять баррэ, гриф с выпуклой поверхностью был удобнее для большого пальца левой руки [13]. Струны на гитаре, вероятнее всего, жильные, а колки, опре­де­лен­но, — «русская семимеханика» [14].

Морков, да не тот...

   В нескольких из своих работ, в том числе и в отдельно посвященной творчеству Тропинина (1930), Н. Н. Коваленская склоняется к мнению, что на этой картине изображен один из графов Морковых, к крепостным которого до получения вольной (1823) принадлежал художник. Так в монографии «В. А. Тропинин» (М., 1930) автор в перечне картин указывает: «74. Гитарист (в косоворотке; п-т гр[афа]. Моркова). П. Д. X. М. 18... (не разобрано). В частных руках», в упомянутой выше работе 1951 года — «жанровый портрет одного из Морковых (“Гитарист”, 1820, ГТГ; “Гитарист”, 1839, ГРМ и др.)». Более осторожно, но продолжая придерживаться этого мнения, она высказывается и в другой работе: «В семье потомков Морковых, существует предание, что здесь изображен один из молодых графов. В



[13] Подробно об этом пишет А. В. Субота: «Выпуклый гриф английских и русских гитар был удобным и позволял легче добиваться чистоты исполнения при использовании техни-ки прижатия басов большим пальцем левой руки, которая тогда повсеместно практиковалась вместо современного приема баррэ. Возможно, поэтому английская гитара была популярна преимущественно как женский инструмент. В нотах большой палец левой руки имел специальное обозначение в виде небольшого треугольника и еще долго применялся гитаристами-семиструнниками. Изгиб грифа и ладов обусловили применение выпуклой подставки для закрепления струн, которая больше напоминала скрипичную, чем подставку для щипкового инструмента. Впо­след­ствии, по мере распространения прогрессивного ис­пол­ни­тельского приема баррэ, при котором все струны или несколько струн прижимаются указательным пальцем, от использования большого пальца левой руки отказались полностью и с 1880 года русские гитары все чаще делают с плоским грифом». (Субота А. В. Конструктивные особенности семиструнной гитары как органологическая де­тер­ми­нанта ее статуса в культуре», Вісник МСУ. Сер. Мистецтвознавство. – Харків, 2007. – Т. 10, №1. – С. 38).

[14] «Русские гитарные мастера изобрели свою, не известную на Западе вплоть до начала ХХ века, систему колкового механизма, которую называют «семимеханика». В отличие от европейской системы, использовавшей трение между деревянным колком и внутренним пространством отверстия, русские колки использовали трение между плоской деревянной частью, которую продолжал металлический штырь, с надетой на него плоской вкладкой. С внешней стороны на эту конструкцию надевался сам колок округлой формы, а с внутренней ее закрепляла гайка, которая и регулировала силу трения. Русские колки, в отличие от других, могли использоваться для любого типа струн, а гайки на них подтягивалась тем же ключом, что и регулируемый гриф» (там же, с. 38-39).

     
Рейтинг@Mail.ru