несколько упростился. Все это позволяет говорить, что гитара на картине
— «образ», скорее, собирательный, нежели изображение реального
инструмента какого-то конкретного мастера, хотя некий «прототип», даже,
скорее, несколько, у нее наверняка был. К сожалению, достоверно
определить, какому гитарному мастеру принадлежит гитара, не
представляется возможным, да и вовсе не факт, что это обязательно кто-то
из известных мастеров. Почти однозначно можно утверждать лишь то, что
это и не гитара И. А. Батова (1767-1841), и не гитара И. Я. Краснощекова
(1798-1875). Батовым гитар было сделано единицы, да и по внешнему виду
они сильно отличаются от того, что видно на картинах, хотя у него были и
«лиры», и похожие «рисунки» подставки. Что до Краснощекова, то,
во-первых, он по времени мастер более поздний (хотя первые его работы в
интересующее нас время уже появились), а во-вторых, его улюбленной
разновидностью корпуса была иная: с более узкой «талией», в форме
выраженной цифры «8». У В. И. Морков гитара Краснощекова была, но
появилась она у него значительно позже, чем была написана последняя из
картин В. А. Тропинина. Подставка с «завитушками», как и форма корпуса,
напоминают французские барочные гитары. Похожие инструменты делал во
Франции Р. Ф. Лакот, о гитарах которого очень хорошо отзывался Ф. Сор.
Иногда на завозных европейских гитарах русские мастера меняли гриф под 7
струн (на регулируемый винтом) [12].
Конечно, по картине сложно определить точные размеры инструмента, тем не
менее, кое-какие приблизительные параметры попытаться установить можно.
Как известно, в старой русской гитарной литературе размеры инструмента
назывались, как правило, в вершках (см., например: В. А. Русанов. Школа
для гитары, журнал «Гитаристъ», № 3, 1905 г., стр. 92). Это такая
старорусская единица измерения, равнявшаяся длине основной фаланги
указательного пальца — около 4,5 см. Но если в таком качестве веками
можно было использовать основную фалангу, то почему не попробовать
сделать то же самое (хотя бы один раз), но взяв для этого не ее, а
хорошо видимую на изображении вторую, среднюю, фалангу указательного
пальца левой руки гитариста? Используя этот нестандартный и весьма
«ненаучный» метод, удается, пусть и с некоторой погрешностью на наклон,
перспективу и проч., вычислить длину мензуры (расстояние между верхним и
нижним порожками), которая, скорее всего, равняется
[12] По некоторым вопросам устройства русской семиструнной гитары меня
любезно согласились проконсультировать харьковские гитаристы А. В.
Субота (автор статей «Конструктивные особенности семиструнной гитары как
органологическая детерминанта ее статуса в культуре», Вісник МСУ. Сер.
Мистецтвознавство. – Харків, 2007. – Т. 10, №1, и «Эволюция гитары в
музыкальной жизни России конца ХVIII – начала XIX века (социокультурный
и органологический аспекты)», Там же. - Харків, 2006. - Т. 9, №1) и С.
Н. Тихонравов. |
|
585 мм (или чуть более того), что соответствует ее традиционному размеру
у терц-гитары (у полноразмерных семиструнок она, как правило, колеблется
от 630 до 650 мм). Гриф, визуально это достаточно хорошо видно, имеет
небольшой радиус (закругление), что было очень распространено на
семиструнных гитарах в России и на английских женских гитарах терцового
строя конца XVIII – начала XIX веков. Пока не начали применять баррэ,
гриф с выпуклой поверхностью был удобнее для большого пальца левой
руки [13]. Струны на гитаре, вероятнее всего, жильные, а колки, определенно,
— «русская семимеханика» [14].
Морков, да не тот...
В нескольких из своих работ, в том числе и в отдельно
посвященной творчеству Тропинина (1930), Н. Н. Коваленская склоняется к
мнению, что на этой картине изображен один из графов Морковых, к
крепостным которого до получения вольной (1823) принадлежал художник.
Так в монографии «В. А. Тропинин» (М., 1930) автор в перечне картин
указывает: «74. Гитарист (в косоворотке; п-т гр[афа]. Моркова). П. Д. X.
М. 18... (не разобрано). В частных руках», в упомянутой выше работе 1951
года — «жанровый портрет одного из Морковых (“Гитарист”, 1820, ГТГ;
“Гитарист”, 1839, ГРМ и др.)». Более осторожно, но продолжая
придерживаться этого мнения, она высказывается и в другой работе: «В
семье потомков Морковых, существует предание, что здесь изображен один
из молодых графов. В
[13] Подробно об этом пишет А. В. Субота: «Выпуклый гриф английских и русских
гитар был удобным и позволял легче добиваться чистоты исполнения при
использовании техни-ки прижатия басов большим пальцем левой руки,
которая тогда повсеместно практиковалась вместо современного приема
баррэ. Возможно, поэтому английская гитара была популярна
преимущественно как женский инструмент. В нотах большой палец левой руки
имел специальное обозначение в виде небольшого треугольника и еще долго
применялся гитаристами-семиструнниками. Изгиб грифа и ладов обусловили
применение выпуклой подставки для закрепления струн, которая больше
напоминала скрипичную, чем подставку для щипкового инструмента.
Впоследствии, по мере распространения прогрессивного исполнительского
приема баррэ, при котором все струны или несколько струн прижимаются
указательным пальцем, от использования большого пальца левой руки
отказались полностью и с 1880 года русские гитары все чаще делают с
плоским грифом». (Субота А. В. Конструктивные особенности семиструнной
гитары как органологическая детерминанта ее статуса в культуре», Вісник
МСУ. Сер. Мистецтвознавство. – Харків, 2007. – Т. 10, №1. – С. 38).
[14] «Русские гитарные мастера изобрели свою, не известную на Западе вплоть
до начала ХХ века, систему колкового механизма, которую называют
«семимеханика». В отличие от европейской системы, использовавшей трение
между деревянным колком и внутренним пространством отверстия, русские
колки использовали трение между плоской деревянной частью, которую
продолжал металлический штырь, с надетой на него плоской вкладкой. С
внешней стороны на эту конструкцию надевался сам колок округлой формы, а
с внутренней ее закрепляла гайка, которая и регулировала силу трения.
Русские колки, в отличие от других, могли использоваться для любого типа
струн, а гайки на них подтягивалась тем же ключом, что и регулируемый
гриф» (там же, с. 38-39). |