Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973) возглавлял советское гитарное искусство в течение нескольких
десятилетий. Значение его творческой деятельности можно в полной мере оценить, лишь представив себе события того периода: послеоктябрьский подъем
искусства, тяжелая страда Великой Отечественной войны, невосполнимые утраты... Казалось, что все достигнутое советскими гитаристами
безвозвратно утрачено. Но именно в эти трудные послевоенные годы и по Всесоюзному радио, и в концертных залах снова зазвучал голос гитары
Александра Иванова-Крамского. Иванов-Крамской был больше чем исполнитель: он обладал не только талантом музыканта, но также смелостью
и выдержкой. А эти качества в те годы оказались необходимы. Нужно было сохранить и развивать достигнутое в довоенные годы, нужно было нести
людям добрые и светлые чувства.
Москва. Радио. Иванову-Крамскому... По этому адресу шел непрерывный поток писем. Гитара Иванова-Крамского словно волшебным ключом открывала
сердца людей.
«Ради гитары, — писал военнослужащий Юрий Сидоров из Мурманской области, — я готов пожертвовать многим. Мне хотелось сделать себя гораздо
лучшим... А музыка делает с людьми чудеса».
А вот строки из письма человека, долгое время шедшего неправедными дорогами: «Я — бывший преступник... однажды услышал Ваше выступление по
радио и задался целью изучить нотную грамоту и научиться грамотно играть на гитаре. Только благодаря силе воли я достиг этой цели. К прошлому я
не вернусь. Только услышав Вашу игру, я понял, до чего прекрасен этот инструмент». Что может быть дороже таких признаний для артиста!
Нравственное очищение, приобщение к красоте — вот что давала людям гитара Иванова-Крамского. В этом он видел цель своей жизни. И где только
не звучал его инструмент: в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, в городах Средней Азии и Дальнего Востока...
«Это не была встреча с незнакомцем, — писала «Магаданская правда» в 1961 году, — Александр Михайлович бесспорно принадлежит к числу любимейших в
нашей стране артистов. И дружный всплеск аплодисментов, которым встретили его появление на магаданской сцене, был красноречивым тому
подтверждением. Гитарист тронул струны, и зал сразу попал под его очарование, от которого уже не мог освободиться до конца концерта. Его |
|
игра похожа на вдохновенный рассказ о человеческих чувствах, игра, вызывающая какое-то особое восприятие красоты».
Знакомясь с многочисленными отзывами прессы, понимаешь, что сила воздействия искусства Иванова-Крамского — не только в виртуозном
владении инструментом, но в чем-то более важном: в личности музыканта, в значительности того, о чем «говорила» его гитара.
Каковы же истоки мастерства Иванова-Крамского, как формировались его эстетические принципы? Прежде всего отметим, что Александр Михайлович
был первым советским гитаристом, окончившим профессиональное учебное заведение — музыкальное училище имени Октябрьской революции. В
Иванове-Крамском — гитаристе новой формации — жило постоянное стремление к расширению своего кругозора. Не случайно он, под руководством
профессора Московской консерватории К. С. Сараджева, овладел искусством дирижирования, брал уроки композиции у Н. С. Речменского. В связи с этим
отметим и его творческую дружбу с профессором Московской консерватории К. А. Кузнецовым, знатоком испанской музыки. В одной из лекций,
прочитанных Кузнецовым в консерватории, Иванов-Крамской играл сочинения испанских композиторов Siglo de Oro — Золотого века — Луиса де Милана и
Мигеля де Фуенльяны. Пьесы эти тогда впервые прозвучали в нашей стране.
Многое дали гитаристу и его творческие контакты с прославленными коллективами — квартетами имени Бетховена и имени Комитаса, с которыми
он исполнял квинтеты Боккерини. В течение многих лет А. Иванов-Крамской аккомпанировал выдающимся певцам — Надежде Андреевне Обуховой и Ивану
Семеновичу Козловскому. В программах А. Иванова-Крамского мы не найдем салонных пьес, между тем как в концертах приезжавших к нам в довоенный
период зарубежных гитаристов — Паммера и Гудиана и даже талантливой Луизы Валькер — нередко звучали сочинения довольно низкого
художественного уровня. Содержательность репертуара Иванова-Крамского, высокий исполнительский уровень определяли лицо советской гитаристики.
Ведь в течение многих лет он, в сущности, единственный выступал с сольными концертами. В руках Иванова-Крамского гитара поражала своей
кантиленой, выразительностью интонаций, разнообразием красочной палитры. С каким блеском исполнял он, например, Вариации Сора на тему Моцарта. Техническое совершенство не
было самоцелью артиста: оно помо- |