ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 1 (25)

   

«Музыкальная жизнь», 1988, № 4, стр. 29-30.

М. Вайсборд

ДАНЬ ПОЧТЕНИЯ ГИТАРЕ

Очерк второй

   Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973) возглавлял советское гитарное искусство в течение нескольких десятилетий. Значение его творческой деятельности можно в полной мере оценить, лишь представив себе события того периода: послеоктябрьский подъем искусства, тяжелая страда Великой Отечест­венной войны, невосполнимые утра­ты... Каза­лось, что все достигнутое советски­ми гитарис­тами безвозвратно утрачено. Но именно в эти трудные послевоенные годы и по Всесоюзному радио, и в концертных залах снова зазвучал голос гитары Александра Ива­нова-Крамского. Иванов-Крамской был больше чем исполнитель: он обладал не только талан­том музыканта, но также смелостью и выдерж­кой. А эти качества в те годы оказались необходимы. Нужно было сохранить и разви­вать достигнутое в довоенные годы, нужно было нести людям добрые и свет­лые чувства.
   Москва. Радио. Иванову-Крамскому... По это­му адресу шел непрерывный поток писем. Гитара Иванова-Крамского словно волшебным ключом открывала сердца людей.
   «Ради гитары, — писал военнослужащий Юрий Сидоров из Мурманской области, — я готов пожертвовать многим. Мне хотелось сделать себя гораздо лучшим... А музыка делает с людьми чудеса».
   А вот строки из письма человека, долгое время шедшего неправедными дорогами: «Я — бывший преступник... однажды услышал Ваше выступление по радио и задался целью изучить нотную грамоту и научиться грамотно играть на гитаре. Только благодаря силе воли я достиг этой цели. К прошлому я не вернусь. Только услышав Вашу игру, я понял, до чего прекрасен этот инструмент». Что может быть дороже таких признаний для артиста! Нрав­ственное очище­ние, приобщение к красоте — вот что давала людям гитара Иванова-Крамского. В этом он видел цель своей жизни. И где только не звучал его инструмент: в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, в городах Средней Азии и Дальнего Востока...
   «Это не была встреча с незнакомцем, — писала «Магаданская правда» в 1961 году, — Александр Михайлович бесспорно принадле­жит к числу любимейших в нашей стране арти­стов. И дружный всплеск аплодисментов, которым встретили его появление на магадан­ской сцене, был красноречивым тому подтвер­ждением. Гита­рист тронул струны, и зал сразу попал под его очарование, от которого уже не мог освобо­диться  до конца концерта. Его

 

игра похожа на вдохновенный рассказ о челове­ческих чувствах, игра, вызывающая какое-то особое восприятие красоты».
   Знакомясь с многочисленными отзывами прессы, понимаешь, что сила воздействия искус­ства Иванова-Крамского — не только в виртуоз­ном владении инструментом, но в чем-то более важном: в личности музыканта, в значи­тельности того, о чем «говорила» его гитара.
   Каковы же истоки мастерства Иванова-Крамского, как формировались его эстетические принципы? Прежде всего отметим, что Алек­сандр Михайлович был первым советским гита­ристом, окончившим профессиональное учебное заведе­ние — музыкальное училище имени Октябрьской революции. В Иванове-Крамском — гитаристе новой формации — жило постоянное стремление к расширению своего кругозора. Не случайно он, под руководством профессора Московской кон­серватории К. С. Сараджева, овладел искусством дирижирования, брал уроки композиции у Н. С. Речменского. В связи с этим отметим и его творческую дружбу с профес­сором Московской консерватории К. А. Кузнецо­вым, знатоком ис­панской музыки. В одной из лекций, прочитанных Кузнецовым в консервато­рии, Иванов-Крамской играл сочинения испан­ских композиторов Siglo de Oro — Золотого века — Луиса де Милана и Мигеля де Фуенльяны. Пьесы эти тогда впервые прозвучали в нашей стране.
   Многое дали гитаристу и его творческие контакты с прославленными коллективами — квартетами имени Бетховена и имени Комитаса, с которыми он исполнял квинтеты Боккерини. В течение многих лет А. Иванов-Крамской акком­па­нировал выдающимся певцам — Надежде Андреевне Обуховой и Ивану Семеновичу Коз­лов­скому. В программах А. Иванова-Крамского мы не найдем салонных пьес, между тем как в концертах приезжавших к нам в довоенный период зарубежных гитаристов — Паммера и Гудиана и даже талантливой Луизы Валькер — нередко звучали сочинения довольно низкого художественного уровня. Содержательность ре­пертуара Иванова-Крамского, высокий исполни­тельский уровень определяли лицо советской гитаристики. Ведь в течение многих лет он, в сущности, единственный выступал с сольными концертами. В руках Иванова-Крамского гитара поражала своей кантиленой, выразительностью интонаций, разнообразием красочной палитры. С каким блеском исполнял он, например, Вариации Сора на тему Моцарта. Техническое совер­шенство не было самоцелью артиста: оно помо-

     
1 2
Рейтинг@Mail.ru