ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 44

     

панирующей игры на гитаре и знание большого количества вокального репертуара.
   В 1937 году его приглаcила в качестве аккомпаниатора эстрадная певица В. М. Орлова с условием, что кроме аккомпанемента он смог бы играть и соло на гитаре. В. Сазонов дал соглаcие, пригласив, в свою очередь, вторым гитаристом К. В. Дубова, с которым он и работал в течение года, аккомпанируя певице и в то же время выступая в дуэтной игре. Это очень помогло ему восстановить «заброшенный» ре­пер­туар и снова взяться с еще большим рве­нием за ноты, самостоятельно изучать теорию и гармо­нию музыки, переводя все нотные примеры на гитару, обращаясь за разрешением трудных воп­росов к грамотным гитаристам. Все это помогло в дальнейшем при аранжировках и обработках пьес для гитары. К этому времени относятся его вы­ступления и грамзаписи с известными вокалис­тами Т. С. Церетели, Вади­мом Козиным, В. В. Ма­каровой-Шевченко, Лялей Чёрной (Хмелёвой).
   В 1939 г. Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует большой ан­самбль цыганской пески и пляски, куда и при­глашают Владимира Сазонова в качестве кон­цертмейстера. В этой должности Сазонову при­шлось особенно уделить внимание нотному мате­риалу, т. к. на нем лежала обязанность разучи­вать с гитаристами всю музыкальную программу ансамбля. В конце 1940 года В. Сазо­нов оставил работу в ансамбле и переключился на гастроль­ные поездки по городам Советского Союза с пе­вицей В. Орловой и гитаристом М. К. Кручини­ным. Так продолжалось до начала Великой Оте­чественной войны, на которую он был призван в качестве солдата. В течение всей войны В. Сазо­нов как профессионал на гитаре не играл и лишь после демобилизации в январе 1946 года вновь приступил к своей основной профессии в каче­стве солиста-гитариста ВГКО и художественного руководителя ансамбля цыган­ской песни и пляски.
   К этому времени относится знакомство В. С. Сазонова с А. Я. Лариным [9], который убедил


[9] Ларин Александр Яковлевич (1907-1987) – российский гитарист-любитель, музыковед, историк гитары, педагог, общественный гитарный деятель. Кандидат химических наук. Автор биографий гитаристов в биографическом словаре «Русские музыкальные деятели» (1947). В 1937 году, в период особенных гонений на 7-струнную гитару, опубликовал заметку в газете «Известия» и статью в газете «Музыка» (Ларин А. Замечательный русский гитарист М. Высотский // Газета «Музыка», 1937, № 32), посвященные столетию со дня смерти русского гитариста-семиструнника М. Т. Высотского. Во многом именно благодаря усилиям А. Я. Ларина семиструнная гитара смогла после нескольких лет изгнания вернуться в стены музыкальных учебных заведений: проявленные им настойчивость и упорство привели к тому, что вопросом семиструнной гитары занялся ЦК РСФСР, потребовавший от Комитета по делам искусств РСФСР созвать в 1939 году соответствующее совещание, на котором было приняло решение о включении гитары в число инструментов, изучаемых в музыкальных школах и музучилищах (см.: «Классическая гитара в России и СССР», стлб. 929). Владел одним из лучших собраний нот для гитары в России. В конце 1950-х – начале 1960-х годов принимал активное участие в работе Творческого объединения гитаристов при московском

 

Владимир Сазоновгитариста заняться серьезной музыкой и композицией. В ре­зультате этого с 1948 года в печати начали появляться транскрипции и ори­гинальные про­изве­дения В. С. Са­зоно­ва, а позднее вышел и его само­учитель.
  В 1953 году (по сведениям А. Лари­на) он поступил ги­таристом - концерт­мейстером в Госу­дар­ственный акаде­мический Малый театр [10], где проработал до конца своей жизни. Работа в театре позволила В. Сазонову общаться с артистами, расширила его кругозор и значи­тельно повысила культурный уровень.
   В период работы в Малом театре, Сазонов в течение двух лет безотрывно от работы учился в институте им. Гнеcиных на дирижерско-компо­зиторском факультете. Затем брал уроки по тео­рии музыки и гармонии у композитора Н. С. Реч­менского, пользовался консультациями у компо­зитора Н. П. Будашкина [11].
   В 1952 году он начал изучать игру на баяне.
   С 1938 года Владимир Станиславович Сазонов занимался педагогической деятельностью: кро­ме частных уроков, на протяжении ряда лет вел занятия в кружке гитаристов научно-исследова-


Доме народного творчества, созданного весной 1958 года, выступая с лекциями-концертами и предостав­ляя из своих коллекций нотные и другие материалы для выставок. Неоднократно выступал в печати с публикациями по истории гитары и статьями об отдельных гитаристах. В 1973 году опубликовал статью об А. О. Сихре («Музыкальная жизнь», 1973, № 5), а в 1981-ом – обстоятельный обзор оте­чественной литературы о гитаре – «Гитара в России» («Альманах библиофила», вып. XI, М., «Книга», 1981, с. 142-153). Руководил студией гитаристов при Академии наук СССР. А. Я. Ларин был неплохим исполнителем, однако его оценка в официальной советской прессе и литературе того времени, как одного из лучших и наиболее выдаю­щихся гитаристов Советского Союза, по мнению многих современников, была явно завышена и не­объективна, куда более реальным и существенным был его вклад в пропа­ганду и популяризацию гитары в СССР. Сам А. Я. Ларин считал В. С. Сазонова лучшим семиструнником страны в 1960-е годы.

[10] До него артистом (гитаристом) Малого театра долгие годы работал П. С. Агафошин (1874-1950). Именно год смерти последнего Машкевич и называет годом начала роботы Сазонова в Малом театре: «С 1950 г. (после смерти П. С. Агафошина) В. С. Сазо­нов состоит артистом (гитаристом) Московского Малого театра» (цит. соч., стлб. 1652). Он же сообщает и годы учебы Сазонова в институте им. Гнесиных – с 1949 по 1952 год, что однако не согласуется с утверждениями Ларина, что Сазонов учился там «без отрыва от производства» «в период работы в Малом театре», куда, по его же сведениям, поступил в 1953 году.

[11] Будашкин Николай Павлович (1910-1988) — советский композитор, Народный артист РСФСР (1972). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1949), автор фольклорной музыки к фильмам, наигрышей для баяна, домры, плясок, частушек и страданий.

     
1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru