панирующей игры на гитаре и знание большого количества вокального репертуара.
В 1937 году его приглаcила в качестве аккомпаниатора эстрадная певица В. М. Орлова с условием, что кроме аккомпанемента он смог бы играть и соло на гитаре. В. Сазонов дал соглаcие,
пригласив, в свою очередь, вторым гитаристом К. В. Дубова, с которым он и работал в течение года, аккомпанируя певице и в то же время выступая в дуэтной игре. Это очень помогло ему
восстановить «заброшенный» репертуар и снова взяться с еще большим рвением за ноты, самостоятельно изучать теорию и гармонию музыки, переводя все нотные примеры на гитару, обращаясь за разрешением
трудных вопросов к грамотным гитаристам. Все это помогло в дальнейшем при аранжировках и обработках пьес для гитары. К этому времени относятся его выступления и грамзаписи с известными вокалистами
Т. С. Церетели, Вадимом Козиным, В. В. Макаровой-Шевченко, Лялей Чёрной (Хмелёвой).
В 1939 г. Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует большой ансамбль цыганской пески и пляски, куда и приглашают Владимира Сазонова в качестве концертмейстера.
В этой должности Сазонову пришлось особенно уделить внимание нотному материалу, т. к. на нем лежала обязанность разучивать с гитаристами всю музыкальную программу ансамбля. В конце 1940 года В. Сазонов оставил
работу в ансамбле и переключился на гастрольные поездки по городам Советского Союза с певицей В. Орловой и гитаристом М. К. Кручининым. Так продолжалось до начала Великой Отечественной
войны, на которую он был призван в качестве солдата. В течение всей войны В. Сазонов как профессионал на гитаре не играл и лишь после демобилизации в январе 1946 года вновь приступил
к своей основной профессии в качестве солиста-гитариста ВГКО и художественного руководителя ансамбля цыганской песни и пляски.
К этому времени относится знакомство В. С. Сазонова с А. Я. Лариным [9], который убедил
[9] Ларин Александр Яковлевич (1907-1987) – российский гитарист-любитель, музыковед, историк гитары, педагог, общественный гитарный деятель. Кандидат химических
наук. Автор биографий гитаристов в биографическом словаре «Русские музыкальные деятели» (1947). В 1937 году, в период особенных гонений на 7-струнную гитару, опубликовал заметку в газете
«Известия» и статью в газете «Музыка» (Ларин А. Замечательный русский гитарист М. Высотский // Газета «Музыка», 1937, № 32), посвященные столетию со дня смерти русского
гитариста-семиструнника М. Т. Высотского. Во многом именно благодаря усилиям А. Я. Ларина семиструнная гитара смогла после нескольких лет изгнания вернуться в стены музыкальных
учебных заведений: проявленные им настойчивость и упорство привели к тому, что вопросом семиструнной гитары занялся ЦК РСФСР, потребовавший от Комитета по делам искусств РСФСР
созвать в 1939 году соответствующее совещание, на котором было приняло решение о включении гитары в число инструментов, изучаемых в музыкальных школах и музучилищах (см.:
«Классическая гитара в России и СССР», стлб. 929). Владел одним из лучших собраний нот для гитары в России. В конце 1950-х – начале 1960-х годов принимал активное участие
в работе Творческого объединения гитаристов при московском |
|
гитариста заняться серьезной музыкой и композицией. В результате этого с 1948 года в печати начали
появляться транскрипции и оригинальные произведения В. С. Сазонова, а позднее вышел и его самоучитель.
В 1953 году (по сведениям А. Ларина) он поступил гитаристом - концертмейстером в Государственный академический Малый театр [10], где проработал до конца своей жизни. Работа в
театре позволила В. Сазонову общаться с артистами, расширила его кругозор и значительно повысила культурный уровень.
В период работы в Малом театре, Сазонов в течение двух лет безотрывно от работы учился в институте им. Гнеcиных на дирижерско-композиторском факультете. Затем
брал уроки по теории музыки и гармонии у композитора Н. С. Речменского, пользовался консультациями у композитора Н. П. Будашкина [11].
В 1952 году он начал изучать игру на баяне.
С 1938 года Владимир Станиславович Сазонов занимался педагогической деятельностью: кроме частных уроков, на протяжении ряда лет вел занятия в кружке гитаристов научно-исследова-
Доме народного творчества, созданного весной 1958 года, выступая с лекциями-концертами и предоставляя из своих коллекций нотные и другие материалы для выставок. Неоднократно выступал в печати
с публикациями по истории гитары и статьями об отдельных гитаристах. В 1973 году опубликовал статью об А. О. Сихре («Музыкальная жизнь», 1973, № 5), а в 1981-ом – обстоятельный обзор отечественной литературы
о гитаре – «Гитара в России» («Альманах библиофила», вып. XI, М., «Книга», 1981, с. 142-153). Руководил студией гитаристов при Академии наук СССР. А. Я. Ларин был неплохим исполнителем, однако
его оценка в официальной советской прессе и литературе того времени, как одного из лучших и наиболее выдающихся гитаристов Советского Союза, по мнению многих современников, была явно
завышена и необъективна, куда более реальным и существенным был его вклад в пропаганду и популяризацию гитары в СССР. Сам А. Я. Ларин считал В. С. Сазонова лучшим семиструнником страны в 1960-е годы.
[10] До него артистом (гитаристом) Малого театра долгие годы работал П. С. Агафошин (1874-1950). Именно год смерти последнего Машкевич и называет годом начала роботы Сазонова в Малом театре: «С
1950 г. (после смерти П. С. Агафошина) В. С. Сазонов состоит артистом (гитаристом) Московского Малого театра» (цит. соч., стлб. 1652). Он же сообщает и годы учебы Сазонова в институте им. Гнесиных
– с 1949 по 1952 год, что однако не согласуется с утверждениями Ларина, что Сазонов учился там «без отрыва от производства» «в период работы в Малом театре», куда, по его же сведениям, поступил в 1953 году.
[11] Будашкин Николай Павлович (1910-1988) — советский композитор, Народный артист РСФСР (1972). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1949), автор фольклорной музыки
к фильмам, наигрышей для баяна, домры, плясок, частушек и страданий. |