ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №5-6, 2012.

№ 5-6 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 5-6 • С. 3 (116)

     

Михаил Петрович Погодин
(1800-1875) — духовный отец и
интеллектуальный наставник
Ап. Григорьева.
 

лем, хорошо знавшим Пушкина и Гоголя, членом бывшего общества любомудров и издателем жур­нала «Москвитянин». Погодин – самая влиятель­ная личность во всей жизни Григорьева, исполня­ющая роль духовного отца и политического руководителя. Григорьев часто так и обращался к нему – «отец и командир». Григорьев познакомил­ся с Погодиным на лекциях по русской истории, стал ходить к нему, бывать на вечерах у профес­сора, и очень скоро, как только окончил универ­ситет, начал участвовать в «Москвитянине». Он уважал в М. П. Погодине крестьянское происхождение, ценил личные знакомства, часто близкие, с лучшими писателями и мыслителями XIX в. и страсть к документам русской старины, собранным в его знаменитом древлехранилище. Уважал Ап. Григорьев Погодина и как историка, хотя не со всеми его теориями был согласен.
   Окончив Московский университет на одни отличные оценки (1842), Григорьев получил место сначала в университетской библиотеке, а через год, в сентябре следующего года, был избран секретарем Ученого совета. В августе 1843 года начал печататься в «Москвитянине», где вышли его первые стихотворения, подписанные псевдо­нимом «А. Трисмегистов» [2]. В конце февраля 1844 года, испытав первое любовное разоча­рование, вызванное безответными чувствами к Антонине Корш, а также от обилия долгов, он неожиданно для всех покинул родной дом, Замоскворечье и Москву, и тайно бежал в Петербург в стремлении начать там новую жизнь. В столице он устроился чиновником в Управе благочиния, потом в Сенате, а в 1845 г. подал просьбу в Санкт-Петербургский университет держать экзамен на степень магистра по уголовному праву. В том же году он бросил чиновническую карьеру – как он объяснил


[2] В знак уважения к своеобразной смеси мистицизма и социализма, представленной в романах Ж. Санд «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт», герой которых Альберт тоже пользовался псевдонимом, происходящим от имени Гермеса Трисмегиста, мифического автора египетско-греческих книг III—IV вв. оккультно-мистического содержания.

 

Погодину, «для этого полезного дела со вре­менем изобретутся машины», чтобы посвятить себя полностью искусству и журналистике. Познакомившись с B. C. Межевичем, он переехал жить к этому журналисту и редак­тору (в его изданиях «Театральная летопись» и «Репертуар и пантеон» Григорьев печатал свои стихи, литературно-критические статьи и рецензии, а также критические статьи на театральную тему и переводы), а вскоре, в начале 1846 г., вышли в свет «Стихотворения Аполлона Григорьева», единственная книга, которая появилась за всю его жизнь. Участвовал он и в разных петербургских круж­ках, не только Межевича, но даже Петрашевского. Находясь в Петербурге позна­ко­мился и сдружился с композитором А. Е. Вар­ламовым. Ведя довольно бурную жизнь, Григорьев, однако, так и не смог укорениться в Петербурге и в начале 1847 г. вернулся в Москву к родным, чтобы продолжить там свою карьеру в литературе и журналистике. В тече­ние нескольких лет, не оставляя творчества и сотрудничества с журналами, преподавал законоведение в различных учебных заведе­ниях: Александринском сиротском институте, Москов­ском воспитательном доме, 1-ой мос­ковской гимназии. С 1850 по 1856 год входил в состав так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин», группировавшейся вокруг А. Н. Островского и А. Ф. Писемского, и был одним из ее виднейших членов. В середине 1857 года опубликовал в нескольких номерах журнала «Сын Отечества» лирический цикл «Борьба» из восемнадцати стихотво­рений, в том числе и свои самые известные стихотворения «О, говори хоть ты со мной...» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазве­нев...»). Пережив очередную безответную любовь и закрытие «Москвитя­нина», летом 1857 года в качестве воспитателя и домаш­него учителя 15-летнего князя И. Ю. Трубец­кого уехал за границу и в 1857–1858 гг. жил в Париже и Флоренции. По возвращении в Россию продолжил активно печататься во многих изданиях, наиболее тесно сотрудничая в 1861-1864 годах с журналами «Время» и «Эпоха», возглавляемыми братьями Ф. М. и М. М. Достоевскими. По совету последнего напи­сал автобиографические размышления о развитии своего поколения – «Мои литератур­ные и нравственные скитальчества» («Время», 1862, № 11, 12; и «Эпоха», 1864, № 3, 5). Издал цикл «Импровизации странствующего романтика» (1860) и поэму-исповедь «Вверх по Волге» (1862). С марта 1863 по январь 1864 года редак­тировал также новый еженедельник «Якорь». Оказал заметное влияние на поэзию А. А. Блока (1880-1921), который в 1916 году собрал и опубликовал стихотворения Аполлона Григорь­ева, снабдив их своими примечаниями и всту­пительной статьей (изд. Некрасова). Получил также известность как талантливый переводчик Беранже, Гейне, Гёте, Шиллера, Шекспира, Байрона, Софокла. Перевел такие

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рейтинг@Mail.ru