 |
Михаил Петрович Погодин
(1800-1875) — духовный отец и
интеллектуальный наставник
Ап. Григорьева.
|
лем, хорошо знавшим Пушкина и Гоголя, членом бывшего общества любомудров и издателем журнала «Москвитянин». Погодин – самая
влиятельная личность во всей жизни Григорьева, исполняющая роль духовного отца и политического руководителя. Григорьев часто так и
обращался к нему – «отец и командир». Григорьев познакомился с Погодиным на лекциях по русской истории, стал ходить к нему, бывать на вечерах у
профессора, и очень скоро, как только окончил университет, начал участвовать в «Москвитянине». Он уважал в М. П. Погодине крестьянское
происхождение, ценил личные знакомства, часто близкие, с лучшими писателями и мыслителями XIX в. и страсть к документам русской старины,
собранным в его знаменитом древлехранилище. Уважал Ап. Григорьев Погодина и как историка, хотя не со всеми его теориями был согласен.
Окончив Московский университет на одни отличные оценки (1842), Григорьев получил место сначала в университетской библиотеке, а через год, в
сентябре следующего года, был избран секретарем Ученого совета. В августе 1843 года начал печататься в «Москвитянине», где вышли его
первые стихотворения, подписанные псевдонимом «А. Трисмегистов» [2]. В конце февраля 1844 года, испытав первое любовное разочарование,
вызванное безответными чувствами к Антонине Корш, а также от обилия долгов, он неожиданно для всех покинул родной дом, Замоскворечье и
Москву, и тайно бежал в Петербург в стремлении начать там новую жизнь. В столице он устроился чиновником в Управе благочиния, потом в Сенате, а в
1845 г. подал просьбу в Санкт-Петербургский университет держать экзамен на степень магистра по уголовному праву. В том же году он бросил чиновническую карьеру – как он объяснил
[2] В знак уважения к своеобразной смеси мистицизма и социализма, представленной в романах Ж. Санд «Консуэло» и «Графиня
Рудольштадт», герой которых Альберт тоже пользовался псевдонимом, происходящим от имени Гермеса Трисмегиста, мифического автора
египетско-греческих книг III—IV вв. оккультно-мистического содержания. |
|
Погодину, «для этого полезного дела со временем изобретутся машины», чтобы посвятить себя полностью искусству и журналистике.
Познакомившись с B. C. Межевичем, он переехал жить к этому журналисту и редактору (в его изданиях «Театральная летопись» и «Репертуар и
пантеон» Григорьев печатал свои стихи, литературно-критические статьи и рецензии, а также критические статьи на театральную тему и переводы), а вскоре, в начале
1846 г., вышли в свет «Стихотворения Аполлона Григорьева», единственная книга, которая появилась за всю его жизнь. Участвовал он и в разных петербургских
кружках, не только Межевича, но даже Петрашевского. Находясь в Петербурге познакомился и сдружился с композитором А. Е. Варламовым.
Ведя довольно бурную жизнь, Григорьев, однако, так и не смог укорениться в Петербурге и в начале 1847 г. вернулся в Москву к родным, чтобы продолжить там свою карьеру
в литературе и журналистике. В течение нескольких лет, не оставляя творчества и сотрудничества с журналами, преподавал законоведение в различных учебных
заведениях: Александринском сиротском институте, Московском воспитательном доме, 1-ой московской гимназии. С 1850 по 1856 год входил в состав так называемой «молодой редакции»
журнала «Москвитянин», группировавшейся вокруг А. Н. Островского и А. Ф. Писемского, и был одним из ее виднейших членов. В середине 1857
года опубликовал в нескольких номерах журнала «Сын Отечества» лирический цикл «Борьба» из восемнадцати стихотворений, в том числе и свои
самые известные стихотворения «О, говори хоть ты со мной...» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев...»). Пережив очередную безответную любовь и закрытие «Москвитянина», летом
1857 года в качестве воспитателя и домашнего учителя 15-летнего князя И. Ю. Трубецкого уехал за границу и в 1857–1858 гг. жил в Париже и Флоренции. По возвращении
в Россию продолжил активно печататься во многих изданиях, наиболее тесно сотрудничая в 1861-1864 годах с журналами «Время» и «Эпоха», возглавляемыми братьями
Ф. М. и М. М. Достоевскими. По совету последнего написал автобиографические размышления о развитии своего поколения – «Мои литературные
и нравственные скитальчества» («Время», 1862, № 11, 12; и «Эпоха», 1864, № 3, 5). Издал цикл «Импровизации странствующего романтика»
(1860) и поэму-исповедь «Вверх по Волге» (1862). С марта 1863 по январь 1864 года редактировал также новый еженедельник «Якорь». Оказал заметное влияние на поэзию А.
А. Блока (1880-1921), который в 1916 году собрал и опубликовал стихотворения Аполлона Григорьева, снабдив их своими примечаниями и вступительной статьей
(изд. Некрасова). Получил также известность как талантливый переводчик Беранже, Гейне, Гёте, Шиллера, Шекспира, Байрона, Софокла. Перевел
такие |