Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • №
5-6 • С. 6 (119)
«Неизданное стихотворение Аполлона Григорьева» (Ежемесячные литературные приложения к
журналу «Нива» на 1902 год)
Интересно, что несмотря на существование публикации 1857 года, в Ежемесячных литературных приложениях к журналу
«Нива» на 1902 год эти стихотворения, объединенные в одно (из «Цыганской венгерки» взяты первые четыре четверостишия), были
напечатаны В. А. Григорьевым, внуком поэта, как «неизданное стихотворение Аполлона Григорьева». При этом в публикации
«Нивы» приводится с незначительными изменениями почти полный текст «О, говори хоть ты со мной...» (13-е стихотворение цикла «Борьба»), а вот текст
из «Цыганской венгерки» с оригиналом существенно расходится: подлинное начало (с измененой первой строкой:
«Две гитары за стеной» вместо «...зазвенев»), затем отсутствующее у А. Григорьева четверостишие о ре миноре (взятое,
очевидно, из книги М. И. Пыляева «Старый Петербург», также, кстати, приводящего его как слова «непечатанного романса» Григорьева – Васильева), затем
вторая строфа подлинника (с измененными третьей и четвертой строками), затем третья строфа подлинника с очень небольшим искажением.
Этот «объединеный» текст и лежит, похоже, в основе многих последующих нотно-эстрадных публикаций, соединяющих по нескольку куплетов из обоих «гитарных»
стихотворений Аполлона Григорьева.
* * *
В историю отечественной гитаристики А. А. Григорьев вошел не только как соавтор «Цыганской венгерки», но и как человек, способствовавший созданию
первого печатного труда по истории русской гитары: он всячески поощрял и поддерживал интерес М. А. Стаховича к написанию истории семиструнной гитары и способствовал публикации его очерка
в журнале «Москвитянин». Кроме того, в его публикациях встречается несколько метких оценок и заме-
чаний, касающихся гитарной литературы и гитарного исполнительства в России. Так, именно ему принадлежит высказывание о гитаристе М. Т.
Высотском, как о «гениальном самородке». В отзыве на «Собрание русских народных песен» Стаховича, опубликованное в 1851-1854 годах, Аполлон
Григорьев, отмечая ряд положительных сторон этого собрания, упрекал автора в том, что его «гитарный аккомпанемент крайне сух и