ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №5-6, 2012.

№ 5-6 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 5-6 • С. 8 (121)

     

беден», хотя сам он «принадлежит к числу известных гитаристов – учеников покойного Высотского» (А. Григорьев. Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны. – «Отечественные записки», 1860, № 4). Статья об А. А. Григорьеве включена в биографический
 

 

«Справочник по лютне и гитаре» Йозефа Цута (Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der Zeitschrift fur die Gitarre, 1926; написана для него В. П. Машкевичем).

* Екатеринбургский искусствовед и историк гитары В. И. Попов в своей статье «Гитара и цыган­щина» (Уральский следопыт, № 11, 2004) ставит под сомнение авторство А. А. Григорьева на стихотворение «О, говори хоть ты со мной...». В подтверждение своего утверждения о «вторичности» Григорьева, В. И. Попов указывает на то, что две строфы из этого стихотворения почти буквально повторяют («Сегодня бы такую «похожесть» назвали плагиатом!» – восклицает автор) строфы стихотворения актера Александринского театра, писателя и рассказчика Ивана Федоровича Горбунова (1831-1895) [1] «Гитара», опубликованного во 2-м томе полного собрания сочинений этого писателя (СПб., 1904), под которым стоит и авторская дата написания указанного стихотворения – 18 февраля 1855 года (цикл А. А. Григорьева, повторим, был опубликован в «Сыне Отечества» только в 1857 году, а его чистовая рукопись поступила в редакцию годом раньше – в 1856 году). Приводим полный текст стихотворения И. Ф. Горбунова (В. И. Попов ограничился первой и последней строфами из него):

Говори хоть ты со мной,
Душка семиструнная!
Грудь моя полна тоской…
Ночь такая лунная.

Видишь, и в ночной тиши
Плачу, мучусь, сетую!
Ты допой же, доскажи
Песню недопетую.

Доскажи мне, что другой
Было недосказано,
И о чем лихой судьбой
Поминать заказано.

В голове моей больной
Все мечты мятежные,
Сердце дразнят мне порой
Полувзгляды нежные.

Что играть ей было мной!
Знает без того она,
Что какой-то властью злой
К ней душа прикована.

Так допой же, доскажи
Песню недопетую.
Видишь, я в ночной тиши
Плачу, мучусь, сетую.

   Кстати, В. И. Попов (очевидно, просто по незнанию) лишил себя еще одного – третьего – текстового аргумента для уличения Григорьева в «плагиате». Дело в том, что когда рукопись стихотворения Аполлона Григорьева уже была в редакции, поэт исключил из нее располагавшееся между шестой и седьмой строфами печатного варианта целое четверостишье (оставив в стихотворении семь строф – по числу струн в гитаре), которое очень близко третьей строфе приведенного выше «горбуновского» варианта:

Певучим звуком доскажи,
Что речью недосказано,
И с чем вся жизнь моей души
Воспоминаньем связана.

   На самом деле возраст истории с авторством на стихотворение «О, говори хоть ты со мной...» уже перева­лил за 100 лет и первенство Аполлона Григорьева давно не вызывает никаких сомнений. Если бы В. И. По­пов поднял уже следующее за использованным им (1904) издание сочинений И. Ф. Горбунова, вышедшее в 1907 году, и являющееся наиболее полным, почти «академическим» собранием сочинений этого автора, выходившим «под наблюдением комиссии при комитете состоящего под Высочайшим Государя Императора покровительством Императорского общества любителей древней письменности», то он бы увидел, что хотя в нем и была напечатана «Гитара», но ее публикация сопровождена следующим послесловием: «Стихотворение это есть близкое подражание Аполлону Григорьеву» (Горбунов И. Ф. Соч., СПб., 1907, т. 3, ч. 4, с. 571). Кроме того в том же 1907 году, один из самых, пожалуй, больших знатоков и почитателей творчества Ивана Федоровича Горбунова известный судебный деятель, писатель Анатолий Федорович Кони (1844-1927) четырежды до этого (в 1898, 1901, 1902 и 1904 годах) печатавший очерк о Горбунове, внес в фразу, утверждавшую ранее авторство Горбунова, следующее изменение, специально выделенное нами курсивом: «В письме к С. И. И[шутиной], от 18 февраля 1855 г., он приводит свой перифраз стихов Григорьева [в прежних изданиях было – «свои стихи». Прим. составит.] для пения, «Гитара», посвященный ей» (там же, ч. 1, с. 266. Именно в этой редакции очерк о Горбунове был напечатан и в книге «Кони А. Ф. Воспоминания о писателях» (М., изд-во «Правда», 1989). Уточним, что впервые этот очерк был опубликован в журнале «Вестник Европы» за 1898, кн. XI-XII. Что же касается даты, указанной Горбуновым, то единственным, что из нее определенно следует, является то, что 13-е стихотворение из цикла «Борьба» должно быть датировано «до 1855 г.», а не «1857 г.», как это до сих пор делается.


   В заключение, процитируем несколько фрагментов из обстоятельной статьи «Песня недопетая. Памяти Аполлона Григорьева» писателя Лео Яковлева (Якова Львовича Кранцфельда), написанной им в 1982 году:

   «...До выхода этого сборника [составленного и опубликованного в 1916 году А. А. Блоком. Прим. составит.] лирика Аполлона Григорьева была известна относительно узкому кругу почитателей российской словесности да любителям романсов, почти не интересовавшимся, чьи именно слова ласкают их слух.

   [...] цикл «Борьба» создавался Аполлоном Григорьевым в период его страстного увлечения Леонидой Визард в 1852-1856 годах. (В 1855 или 1856 году Л. Визард вышла замуж за актера Малого театра и драматурга М. Н. Владыкина – с этим событием связано последнее, восемнадцатое стихотворение цикла.) Некоторые свои произведения Григорьев, по воспоминаниям его друзей, мастерски исполнял, аккомпанируя себе на гитаре, как романсы.

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рейтинг@Mail.ru