ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №5-6, 2012.

№ 5-6 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 5-6 • С. 2 (4)

     

Или вот: «Сихра был от них (сочинений Высот­ского – В. Т.) в восторге, и знавши Высотского, передавал ему из Петербурга усердные поклоны» (стр. 22) вместо «Сихра был от них в восторге, и, не знавши Высотского, передавал ему из Петербурга усердные поклоны».

   Оказывается, берясь за переиздание «Очер­ка», редактор-составитель вовсе не обращался к первоисточнику, как того следовало бы ожи­дать, а взялся править доставшийся ему текст «интуитивно», исходя из собственного видения «здравого смысла», «логики» и внутренней сооб­разности.

   Безусловно, мне бы очень хотелось отыскать в этом порыве заслуживающее одобрения начало, но, к сожалению, кроме того, что издатель, оче­видно, исходил все-таки «из добрых побужде­ний», я не нахожу не только одобрения, но даже оправдания этой авантюре (будем называть вещи своими именами), которая изначально не имела ни единого шанса на успех.

   И, уж извините, но слава Богу, что это изда­ние не имело большого тиража – всего 200 экземпляров – а потому есть надежда, что оно не вошло в широкий оборот.

   Посеяв иллюзию исправленного издания, его инициатор преподнес в новой обертке ничуть не менее искаженный текст. Более того, не имея на то никакого права, он призывает поверить, что теперь-то в очерке «все как Стахович написал», тем самым еще более усугубляя для доверчивого читателя все негативные последствия такой уверенности. (Я и сам, чего греха таить, попался на эту удочку и долго искал «настоящего» Ста­ховича не там, где он находился).

   Читая предисловие редактора-составителя, я постоянно ловил себя на мысли, что ему эле­ментарно неизвестна история предмета, о котором он берется говорить.

   Выше я уже сказал, что издателю следовало бы обратиться к первоисточнику, и выразил недоумение тем, что он этого не делает. Однако из Предисловия становится ясно, что г-н Украинец понятия не имеет о том, что «Очерк истории семиструнной гитары» был опубликован в 1854-1855 гг. в двух номерах журнала «Моск­витянин» и всерьез считает, что издание 1864 года было «первым»: он особо подчеркивает, что это произошло 140 лет назад (относительно 2004 г., разумеется) и даже, что «"Очерк исто­рии семиструнной гитары" был написан 140 лет назад» (стр. 6). Ну, издан, еще Бог с ним, но написан в 1864 г., это уж слишком. «Главная причина переиздания, – говорится в предисловии «От редактора-составителя», – это многочислен­ные ошибки и опечатки, как в первом издании 1864 года, так и в переиздании этого очерка в журнале «Гитарист», № 1 за 1999 год» (стр. 7). Если бы редактор этим и ограничился, то еще можно было бы заставить себя допустить, что он все-таки имеет в виду первое отдельное изда­ние. Но… далее без комментариев:

   «Мне кажется, что эта работа не была готова к изданию, а существовала в черновиках и набросках…» (стр. 8);

   «На мой взгляд, очерк Стаховича не был им отредактирован и существовал в разрозненных набросках, которые уже после его смерти кто-то сдал в типографию…» (стр. 9);

   «Это еще раз меня убеждает, что Стахович писал свою «Историю» совсем молодым человеком и не успел ее отредактировать и подготовить к изданию» (там же).

 

   Впрочем, что уж говорить о промахах люби­теля, когда даже Б. Л. Вольман, которому все мы привыкли так безоговорочно доверять, в книге «Гитара в России» в одной только фразе допус­кает сразу несколько не менее непрости­тельных ляпов:

   «Стахович оказался первым, кто попытался осмыслить процесс становления русской гитари­стики, написав книгу (!) «Очерк истории семи­струнной гитары», которой предшествовали (!!) небольшие статьи на ту же тему (!!!), напеча­танные в журналах «Москвитянин» (1854, № 4) и «Якорь» (1864, № 14)» [2] (?!).

   Вот так – по Вольману выходит, что статьи в «Москвитянине» (одна! о второй, 1855 года, он и не знает) и в «Якоре» это не часть и целое, а две разные, да к тому же еще и предшест­вовавшие какой-то фантомной книге, от них отличной. Ну как, скажите, статья 1864 года вообще могла предшествовать чему-либо из написанного человеком, которого не стало в 1858 году? Здесь одна нелепость влечет за собой другую, а все вместе указывает на то, что и Вольман, говоря об очерке Стаховича, «не ведал, что писал».
   Неточен оказывается и А. Я. Ларин в обзоре литературы «Гитара в России», утверждающий, что очерк представлял собой одну статью, на­писанную «в виде письма своему другу (...) Ап. Григорьеву», при этом им называется номер [3] с началом очерка (не имеющим у автора персо­нального адресата), и вовсе не указывается номер с продолжением, как раз и написанным как письмо Григорьеву (Москвитянин, 1855, № 15-16):

   «Статья эта (Москвитянин, 1854, № 4) вызвала большой интерес любителей гитары и была повторно напечатана уже в журнале «Якорь» (1864, № 14). Затем книгоиздатель Ф. Стел­ловский выпустил ее отдельной брошюрой под названием «История семиструнной гитары» (Спб., 1864)» [4].

   Возвращаясь к криворожскому изданию, заме­тим, что в предисловии редактора посто­янно де­лаются совершенно неуместные попытки оправ­дать якобы недостаточно грамотную речь Стаховича, мол, он же «закончил словесный факультет московского университета и такие ошибки сделать не мог» (стр. 8). И не делал, повторим еще раз. Будь хоть какие-то основания для претензий к литературной стороне текста Стаховича, этим неминуемо бы воспользовался наш прославленный литератор и критик Н. Г. Чернышевский, в поле зрения которого попала первая статья Стаховича и которой он уделил несколько строк в своем обзоре журнальных публикаций 1854 года. Но, обладая язвительным и колким словом, которым он непременно на­граждал каждого, кто того заслуживал, Черны­шевский на этот раз не высказал в адрес автора ни единого серьезного упрека и лишь заметил, что представляя «несколько известий о москов­ских гитаристах Аксенове и Высотском», «г-н Стахович не мог представить ясной характери­стики их сочинений, но сообщил две-три новые черты для будущего историка музыки» [5]. Нико­лай Гаврилович, вероятно, и предположить не мог, какой будущий «историк музыки»


[2] Вольман Б. Л. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства. – Л.: Музгиз, 1961. – С. 39.

[3] Кстати (и это уже мелочь!) с ошибкой, перенятой у Вольмана: 1-я статья опубликована не в № 4, а в томе IV, № 13.

[4] Ларин А. Гитара в России (Обзор литературы) // Альманах библиофила. Вып. XI. – М., Книга, 1981. – С. 145.

[5]«Отечественные записки». 1854, т. 96, № 9, сентябрь, отд. IV, «Журналистика», стр. 77.

     
1 2 3
Рейтинг@Mail.ru