через полтора столетия будет критически разбирать этот очерк Стаховича.
Позволю себе и еще одну поправку к утверждению, содержащемуся в предисловии В. П. Украинца. На стр. 6 он
пишет: «Несмотря на то, что очерк озаглавлен тремя фамилиями: Сихра –
Аксенов – Высотский, в нем упомянуты почти все
знаменитости этого периода…». На самом деле, «Очерк» вовсе не озаглавлен «тремя фамилиями». «Очерк истории семиструнной гитары»
изначально представлял из себя две статьи. Первая из них, опубликованная в № 13 «Москвитянина» за 1854 год, действительно, имеет подзаголовок
«Сихра – Аксенов – Высотский», в точности соответствующий ее содержанию. Вторая статья – «Продолжение истории семиструнной гитары (Письмо к
А. А. Григорьеву)» – являющаяся развитием первой, была опубликована в № 15-16 следующего, 1855 года, и также имела соответствующий ей подзаголовок –
«Современные гитаристы».
На то, что правки в переиздании делал не Стахович, указывает, кстати, и содержание самих исправлений. Заключая свой очерк
Стахович писал: «Сихра в первый раз сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильне в конце 1790 годов, а усовершенствовал ее в Москве...
Теперь стало быть семиструнная гитара существует лет около 60-ти». В 1864 году последняя фраза предстала уже в таком
виде: «Теперь стало быть семиструнная гитара существует лет около 70-ти». Обратите внимание, что редактор
«накинул» семиструнке 10 лет – столько же отделяет эту публикацию от момента появления «Истории» в «Москвитянине» (1854/55 – 1864), но Стахович был
убит 26 октября 1858 года – через три с половиной года после выхода второй статьи, а, стало быть, этих
десяти лет не прожил и не мог сделать такую правку. Если оригинальный текст Стаховича «редактировался» прямо перед
переизданием очерка, т. е. в 1864 году, то тогда становятся понятны и «странности» с именем Моркова: в конце этого
года его не стало (а были и такие, что полагали Моркова мертвым уже и в 1863 году [6]), а для сохранения «актуального» времени (ведь у Стаховича Морков
есть, а не был: это он «идет дальше», «есть теперь», это ему «дай Бог успеха в деятельности» и т. п.), новый редактор не нашел ничего более
уместного, как подыскать Моркову подходящую «еще живую» замену и более всего на эту роль подходил Саренко (ну, кое-где еще и Циммерман)…
Цепочку мелких неточностей повлекло за собой и объединение двух статей в один очерк. Поскольку одна из них
была написана в форме письма к Григорьеву, редактор заменил все личные обращения и обороты на, так сказать,
[6] Кстати говоря, требующий от Стаховича точности в датах В. П. Украинец, сам такой точностью не блещет – в конце книги он поместил фотографии
основных фигурантов очерка с датами их жизни, где понаделал кучу ошибок: Морков – 1802-1863 вместо 1801-1864; Александров – 1808-1880 вместо
1818-1884 (5.01.1885 по н. ст.); Ветров – 1819-1877 вместо 1812-1877; Циммерман – 1813-1882 вместо 1806-1888.
Датой рождения Ф. М. Циммермана часто называют еще 1808 г., однако сохранился следующий документ: «1812 года ноября 24 дня, вдова,
генерал-майорша Елизавета Михайловна Циммерман изъясняет, что покойного ее сына Михаила Федоровича Циммермана остались дети:
Федор – 6 лет, Михаил – 4 лет, Александр – 3 лет, Владимир – 1 года и дочь Елизавета – 5 лет, рожденные от законного брака с польской дворянкой
Юозефиной Матвеевной, которые в родословную книгу еще не внесены», откуда следует, что родился он в 1806 году. Что касается года смерти, то
имеется доверенность, выданная сестрой Ф. М. Циммермана Елизаветой Михайловной Циммерман-Камбаровой своему брату, «писаная в с. Земетчино в
1888 г.», а значит он умер не ранее указанного в ней года. |
|
неопределенные: «ты знаешь» – «все знают», «ты назвал в одной статье Высотского самородком» – «назвали же в
одной статье Высотского самородком», «ты, постоянный москвич, можешь за этим следить» – «москвичи могут за
этим следить», «тебе известно» – «давно (или всем) известно» и т. д.
Таким образом, говоря об «Очерке истории семиструнной гитары» М. А. Стаховича, следует признать, что существует только один оригинальный
текст этой работы и он был опубликован при жизни его автора в виде двух статей: «Очерк истории семиструнной гитары. Сихра –
Аксенов – Высотский»
(«Москвитянин», 1854, Т. 4, № 13, отд. «Смесь», с. 1–17) и «Продолжение истории семиструнной гитары (Письмо к А. А. Григорьеву). Современные гитаристы» (там же,
1855, Т. 5, № 15–16, с. 227—238). Все последующие переиздания до сих пор несли на себе следы своеволия их редакторов. Напомним, что повторно очерк
был напечатан спустя почти десять лет в журнале «Якорь» (1864, № 14), и в том же 1864 году текст этой публикации
книгоиздатель
Федор Стелловский выпустил отдельной брошюрой (перепечатав его из журнала «Якорь», издателем которого также
был он) под названием «История семиструнной гитары» (Спб., 1864). Можно предположить, что инициатива повторить «Очерк» Стаховича в «Якоре»
могла принадлежать Ап. Григорьеву (ведь именно он активно способствовал ее первому появлению в печати), который с марта 1863 г. (начало выхода) по январь 1864
года, по просьбе Ф. Т. Стелловского, был редактором этого издания, однако осуществилось оно, думается, уже без его участия, поскольку в 1864 г. А. А. Григорьев (продолжая
формально числиться редактором «Якоря») [7] переключился на работу в журнал «Эпоха» (бывший «Время»), возглавлявшийся братьями Ф. М. и М. М. Достоевскими.
Эти годы были в жизни Григорьева невероятно тяжелыми (25 сентября 1864 года он умер от апоплексического удара, дважды за этот год отсидев в долговой тюрьме, из которой
в последний раз был выкуплен лишь за три дня до смерти), поэтому, даже если он и причастен каким-либо образом (пусть и не прямо) к выходу искаженного «Очерка» Стаховича, мы вряд ли
смеем осуждать его за то, что он не сумел этому воспрепятствовать.
В чем В. П. Украинец безусловно был прав, так это в том, что «Очерк» Стаховича уникален и заслуживает переиздания, однако
осуществлено оно должно быть в том виде, в каком вышло из под пера автора. Именно это мы и делаем, а для того чтобы избежать дальнейших дискуссий о точности
текста, параллельно каждой странице размещаем еще и ее фотографический оригинал из журнала «Москвитянин».
При публикации мы пишем большинство слов в их современной орфографии, оставляя однако в неприкосновенности слова и
обороты, которые не всегда правильны с точки зрения современной грамматики, но характеризуют специфику авторской речи. Авторская пунктуация нами
также, по преимуществу, сохранена; ее исправления сведены к минимуму и делаются только там, где мы посчитали
это наиболее целесообразным. Мы сочли также необходимым снабдить текст собственными примечаниями и комментариями, которые, на наш взгляд,
будут полезны современному читателю и помогут ему лучше воспринять и понять сообщаемую автором информацию.
Виктор Тавровский
[7] Последняя рецензия за подписью А. Григорьева была напечатана в № 2 журнала «Якорь» от 11 января 1864 г. |
В дополнение к сказанному хотел бы еще заметить, что и
содержащийся в приложении к диссертации
О. В. Тимофеева английский
перевод "Очерка истории семиструнной гитары" в своей первой части также
содержит ошибки, вызванные тем, что автору удалось найти лишь один из
номеров "Москвитянина" с его оригинальной публикацией. Олег Тимофеев, в
частности, пишет: «Я также сверялся со второй частью
журнальной версии: М. Стахович, "Продолжение истории семиструнной гитары",
Москвитянин (1854): 226-238. Мне не удалось найти первую часть
этой версии». (См.: Timofeyev, O. V. The Golden Age of the
Russian Guitar: Repertoire, Performance, Practice, and Social Function
of the Russian Seven-String Guitar Music, 1800-1850 [Золотой век русской
гитары: репертуар, исполнительская практика и социальные функции русской
семиструнной гитарной музыки (1800–1850)]: dissertation submitted in
partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of
Philosophy in the Department of Music in Graduate School of Duke
University / O. V. Timofeyev, 1999. – С. 442, примечание 3). С сожалением следует
констатировать, что некоторые положения диссертации О. В. Тимофеева
базировались из-за этого на цитатах искаженного текста Стаховича. Так, говоря о
Саренко, он на стр. 390 (гл. V) приводит фразу, о неверности которой я
уже сказал в предисловии, а именно: «Как в Петербурге Саренко
идет далее Сихры, так в Москве Ляхов совершенствует гитару Высотского»
(там же, с. 390). Причем, на анализе именно этого
высказывания, которое О. В. Тимофеев считает очень значимым и
существенным, им строится целый параграф работы.
Не знал, судя по всему, подлинного текста очерка Стаховича и
Валериан Алексеевич Русанов. В своей
автобиографии он говорит о нем, как о «маленькой, серенькой книжке,
отпечатанной чуть ли не на оберточной бумаге» (Заяицкий С. С.
Интернациональный союз гитаристов. М.: Тип. А. В. Васильева и Ко, 1902.
– С. 57). Но наиболее верным тому подтверждением служит примечание,
сделанное Русановым в биографии Сихры относительно года смерти
последнего, а именно: «В очерке М. А. Стаховича и Словаре Толя ошибочно
показан год смерти А. О. Сихры 1851» (Русанов В. А. Гитара и гитаристы.
Вып. 2, стр. 40). Между тем в оригинальном тексте Стаховича такой даты
нет, она появляется уже в изданиях Стелловского: «...еще важнее
то обстоятельство, что семиструнная гитара изобретена в России, что ее
изобрел человек, умерший в 1851 году». Стахович же, говоря о смерти Сихры, буквально писал следующее:
«...еще важнее
то обстоятельство, что семиструнная гитара изобретена в России, что ее
изобрел человек, умерший года три или четыре тому назад»
(написано в 1854 году). А. О. Сихра, как мы сегодня знаем, скончался 3
декабря 1850 года, т. е., действительно, примерно за три с половиной
года до опубликования очерка М. А. Стаховичем.
Единственным известным нам автором (не имевшим, думаю, вообще никакого отношения к гитаре!), кто совершенно четко и правильно назвал
где и когда была опубликована Стаховичем его работа по истории гитары, является Анна Ивановна Журавлева (1938—2009) — советский и российский
литературовед, историк русской литературы, профессор филологического факультета МГУ, которая в своей книге "Русская драма и литературный
процесс XIX века: от Гоголя до Чехова" (изд. МГУ, 1988), разбирая в главе "Драма и проблема народа в литературе 50-60-х годов" тематику
материалов журнала "Москвитянин", после перечисления наиболее заметных исторических и фольклорно-этнографических материалов, добавляет: "Наряду
с подобными материалами публикуются статьи-исследования. Таковы статья А. Григорьева о русских народных песнях (1854, No 15),
серьезная работа
М. Стаховича «Очерки истории семиструнной гитары» (1854, No 13 и 1855, No 15—16)" (стр. 54). |