ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 1 (7) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 1 (7) • С. 25

   

«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», №13, 31 января 1984 г.

ЗАЗВУЧИТ ЛИ СЕДЬМАЯ СТРУНА

   В ходе читательского обсуждения состояния нашей эстрады, начатого статьей «И пел ямщик «падам-дудам». а редакционной почте появилось и это письмо по поводу русской семиструнной гитары, оказавшейся в незаслуженном забытьи.
   Авторы письма - музыканты, педагоги, много лет отдавшие как исполнению на этом инструменте, так и его пропаганде. Лев Александрович Менро впервые взял в руки семиструнную гитару в 1933 году, учился у известного педагога-гитариста М. Ф. Иванова. Л. А. Менро подготовил 13 сборников репертуара для семиструнной гитары, учебник игры на этом инструменте, сделал свыше 300 переложений для него и более 100 обработок русских народных песен, сейчас работает над «Самоучителем игры на семиструнной гитаре». Автором многих произведений, а также методических разработок по обучению игре на семиструнной гитаре является и Анатолий Владимирович Ширялин.
   Русские народные инструменты - домра, балалайка, баян - вниманием не обделены, как, впрочем, и многие представители музыкального арсенала других народов, возрождаются и старинные жалейки, гудки, рожки. А вот семиструнной гитаре, которая в прошлом широко бытовала в России, кажется, не повезло...
   Крайне редко услышишь «семиструнку» или что-то с «ее участием» по радио, по телевидению и уж совсем не видно материалов о ней на страницах печати. Между тем певунья эта нуждается, на наш взгляд, не только в пропаганде, но и в защите.
   Гитара вообще сегодня один из самых популярных музыкальных инструментов. Первая причина этой популярности - возросший профессиональный уровень мастерства, это, конечно, отрадно. Вторая причина - общедоступность, а отсюда - широкое использование гитары в вокально-инструментальных ансамблях, в том числе самодеятельных. А вот здесь-то вопрос оказывается не таким простым. Не всегда идет на пользу «семиструнке» общение с вокально-инструментальным ансамблем. У многих создается превратное представление об этом инструменте - достаточно, мол, справиться с несколькими аккордами - и ты гитарист, а все, что лежит за пределами примитивного аккомпанемента - «от лукавого», и уж во всяком случае - не современно, не модно. Порой даже профессиональные музыканты имеют весьма приблизительное представление о гитаре, не знают ее больших возможностей, поистине оркестрового разнообразия тембров, штрихов и чарующей интимности звучания, ее капризов и бездонной «энергоемкости».
   Существуют две гитары с различным строем: одна родилась в Испании - шестиструнная, другая, семиструнная получила распространение у нас, в России. Почему она появилась?
   Вначале гитара была пятиструнной. Играли на ней плектром. Основное ее назначение состояло в сопровождении пения. Оно заключалось в дублировании мелодии, исполняемой голосом. Однако с развитием музыкальной культуры к сопровождению стали предъявляться все более высокие требования. Пятиструнная гитара справиться с этими задачами не могла. Одновременно развивалась тенденция использования гитары как сольного инструмента. К ней была добавлена шестая струна, однако строй ее остался без изменений, конструкция осталась прежней. Таким образом, строй шестиструнной гитары образовался по традиции от пятиструнной гитары, которая была инструментом мелодическим.
   Инструментальная музыка шла по пути усложнения гармонии. Струнные смычковые инструменты сохранили мелодический строй, щипковые же, с их быстро затухающим звуком, устремились к поискам более совершенного, гармонического строя. Шестиструнная гитара несет на себе явные следы этих исканий: строй ее не совсем гармонический, но уже и не мелодический. Все это привело к появлению семиструнной гитары и реконструкции строя, который наиболее полно соответствовал гармоническому складу русских народных песен, составляющих одну из основ ее репертуара.
   После своего взлета на рубеже XVIII-XIX веков, когда гитары дали прекрасных исполнителей и выдающихся композиторов, обе были вытеснены фортепиано и почти оставлены серьезными музыкантами. В начале XX столетия «шестиструнка» уже вернула себе былую славу. Ее возрождение связано с именем выдающегося испанского гитариста А. Сеговия. О семиструнной гитаре этого и до сих пор сказать нельзя - она все еще находится в забвении.
   Семиструнная гитара - это эксперимент, мудро поставленный усилиями одного народа. Тайна ее обаяния в том. что она, эта гитара, породнилась с русской песней, а значит, и сама стала народной. Однако эксперимент в то время не был доведен до конца из-за упадка интереса к гитаре вообще.
   Семиструнная гитара неразрывно связана не только с литературно-поэтической традицией. Ей отдали дань уважения многие, самые блистательные имена нашей литературы: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ап. Григорьев и ряд других писателей и поэтов России. На семиструнной гитаре играли Т. Шевченко, М. Стахович. Лермонтов брал уроки игры на семиструнной гитаре у знаменитого М. Высотского. Очарованный игрой своего учителя, он написал и подарил ему свое стихотворение «Звуки»...
   Семиструнная гитара - инструмент больших возможностей. Для нее сделано очень много переложений мировой классики: Бах, Вивальди, Корелли, Гендель, Моцарт, Бетховен в «семиструнной интерпретации» звучат не менее классически, нежели, скажем, в фортепианной обработке. Конечно, такого рода переложения сделаны в достаточном количестве и для шестиструнной гитары, и они также стали украшением ее репертуара, но для семиструнной это сделать легче. Если же взять русскую музыкальную классику, то она-то уж по своей сути как бы создана для «семиструнки». В ее репертуар прочно вошли и получили полнокровное звучание шедевры Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина и других выдающихся композиторов. Общее количество сочинений, написанных для семиструнной гитары, составляет около четырех тысяч, они принадлежат 160 авторам - такую справку дает нам М. Ф. Иванов в своей книге «Русская семиструнная гитара».
   Непонятно, что плохого, если рядом с шестиструнной по-прежнему будет такой же чудесный инструмент, но все-таки со своим своеобразием и самобытностью, звуковым богатством?
   Нас могут упрекнуть в том, что акцент данной статьи смещен в пользу семиструнной гитары. Это естественно: когда в семье кто-то болен, ему и главное внимание. В семье народных инструментов у семиструнной гитары сегодня самое плохое самочувствие, и «выздоровление» затягивается на неопределенный срок. Судите сами: число учащихся на семиструнной гитаре в музыкальных школах ничтожно мало, в училищах и того меньше, а в высших учебных заведениях... Впервые за всю двухвековую историю семиструнной гитары в этом году были приняты два гитариста-семиструнника в Государственный музыкальный педагогический институт имени Гнесиных. Это результат пробуждающегося внимания к судьбам семиструнной гитары со стороны Министерства культуры РСФСР и руководства факультетом народных инструментов института. Но начинать, думается, надо с нижнего звена: у нас мало преподавателей игры на семиструнной гитаре в музыкальных школах, почти нет исполнителей, точнее, есть очень хорошие исполнители, но их единицы. Наконец, само производство этого инструмента сведено к единицам.
   Пришло время определиться и назвать вещи своими именами: нам нужен этот инструмент. Необходимо усилить пропаганду семиструнной гитары, наладить ее массовое производство, открыть классы семиструнной гитары в тех учебных заведениях, где существуют классы шестиструнной. Это лишь часть мер, которые помогут возродить русскую семиструнную гитару.

Л. МЕНРО,
преподаватель Государственного музыкального училища им. Гнесиных;
А. ШИРЯЛИН,
преподаватель вечерней школы общего музыкального образования № 42.
МОСКВА.

 
Рейтинг@Mail.ru