ПРЕДАННЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ КУЛЬТА ГИТАРЫ
Иногда у человека как бы изначально вычерчивается
четкий кармический профиль. Он не «гуляет» в поисках своей сути в
лунатическом сомнамбулизме. Он не трогает и не ласкает впотьмах
притягательную «плоть» соблазна. Он не заточает себя в пыточную камеру
сомнений. Он даже не выбирает направлений, ибо у него всего одна
направленность - действующий вектор судьбы.
Есть великие созидатели, где интуитивность и осознанность сливаются в
гениальные откровения, в которых прозреваются судьбы всего человеческого
рода, есть творцы, замкнутые не на родовой, а на видовой предметности. В
сущности, они так же редки, как и первые. Но есть творцы, принимающие и
хранящие откровения первых. Они не обладают редкостным даром, но имеют
достаточно редкий. Первые - созидатели мыслительных образов, родового
имени всечеловеческого Храма; вторые - алтаря, где сжигается
человеческая жизнь во славу Божью; а третьи принимают схиму послушания
для безропотного служения. Пусть не в храме, хотя бы в часовенке, но с
предельной самоотдачей.
Мы не будем здесь говорить о первых, их род - Музыка Сфер, и они при
Роде, они улавливают космические импульсы, чтобы претворять их в
световое начало. Не будем долго судачить и о творцах видовых откровений
- они, как правило, и гармоничны, и трагичны одновременно, ибо не могут
прорвать облачный слой человеческого бытия, в котором клубятся и земное,
и небесное. А схимники прочно удерживают нить судьбы, следуя ее зигзагам
и поворотам.
История гитары пока не знала творцов вселенского рода, однако, высокие
душевные проявления воплощались в формах и принципах, присущих только
этому музыкальному инструменту, и та же мысль или образ, положенные на
другой инструмент, нередко шокируют своей вроде бы откровенной
нелогичностью. Но у гитарных откровений есть своя логика, логика,
продиктованная спецификой инструмента и тем вторым планом, который не
может быть фиксирован нотографикой. Вот этот второй план и определяет
достоинства и недостатки гитарного исполнительства, то есть умения
прочесть ненаписанное.
Мы не будем касаться гитары шестиструнной, ей в меньшей мере присущ этот
второй план, хотя и он достаточно очевиден. На семиструнной - это
область тайн, которой владели такие великие мастера импровизаций, как
Михаил Высотский и Сергей Орехов. Первый так и остался неразгаданной
загадкой, и попытка втиснуть его в исполнительские схемы карается подчас
казусной ситуацией. Русско-цыганистый Орехов при всей видимой
доступности и популярности все более как бы отстраняется, оставляя
только игрища теней вместо полнокровных образов.
И вот здесь-то и ценен каждый свидетельствующий о находках большого
мастера, своим свидетельством подтверждая очевидную правоту истинного
таланта, какой бы парадоксальной она не казалась.
Вот таким свидетельствующим служителем гитары представляется Борис Ким -
блестящий виртуоз-исполнитель на русской семиструнной гитаре. Он
воспринял ореховскую уникальную школу как нечто органичное для себя.
Если бы Сергей Орехов не был виртуозом в самом высоком смысле этого
слова, то более достойного воплотителя своих замыслов трудно было бы и
представить. Действительно, когда сам творец и носитель своего
творчества не находит продолжения вовне, то есть, не эманирует,
оставаясь как бы самодостаточным, то подобные изыски кажутся
подозрительно виртуальными, хотя виною тому может быть обычная временная
невостребованность и по причинам, вовсе не относящимся к творческому
процессу.
Борис Ким изучил, наверное, каждую фразу и каждый набросок ореховского
наследия, постигая затаенный смысл поисков великого творца гитарных
импровизаций. Одним из высших достижений такого рода открытий - это
исполненный им с Оркестром русских народных инструментов Всесоюзного
радио и телевидения под руководством В. Федосеева обработанный Ореховым
романс «Тихо, все тихо». Подобные мини-концерты для семиструнной гитары
с оркестром не звучали на российской сцене с начала XIX столетия, когда
произведения Сихры и Высотского исполнялись в оркестровке Алябьева или
Радивилова.
Кстати, и Борис Ким великолепно озвучивал обработки-фантазии М.
Высотского; особенная удача в этом роде - Вариации на тему украинской
песни «Ехал козак за Дунай», где каждая вариация в исполнении музыканта
будто роскошные вышивки бисером - жемчугом северных рек, столь
популярным когда-то на Руси.
А видение жизни вне гитары вроде бы и не существовало, только напоминало
о себе скудным детством, охваченным и захваченным войной, - той
классической бедностью, что досталась в удел предвоенному и военному
поколениям, с существованием впроголодь и пещерным проживанием в
подвалах и полуподвалах. Затем работа, где придется и где получится, и
гитара... гитара - все свободное время. Это когда сам себе и учитель, и
ученик одновременно И не одно поколение талантливых гитаристов взросло
на скудной почве музыкальных задворок. Но было в этом и великое
достоинство - добытые знания становились как бы собственной плотью, а
еще - постоянные общения с подобными, жаждущими знаний и откровений,
создавали некоего коллективного Учителя, который ныне вынес гитару на
поверхность музыкальной культуры. Правда, музыкальное «самолечение» не
редкость: с конца XVIII и до конца XIX столетия известные гитаристы
Европы и России обязаны посвящением в гитарные таинства в обшем-то самим
себе. Да и в наше образованное время такое не редкость. К примеру: два,
может, самых громких имени - Андрес Сеговия и Сергей Орехов - в их
числе.
Но вот культовое служение гитаре принесло свои первые плоды: Борис Ким
внедрился в театр «Ромэн». Это еще пока невесть что, но уже
профессиональная работа, шаг к пониманию природы инструмента; далее уж и
совсем везение, но по праву заслуженное: Владимир Федосеев приглашает
работать в свой оркестр, да еще подвигает на сольные роли. Вот тут-то
настоящая школа для гитариста, Школа с большой буквы. Нет смысла
говорить о концертных выступлениях, о гастролях по всему миру - все
было, ведь Борис Андреевич работал с Федосеевым около двадцати лет.
И уже другой известный дирижер, Николай Некрасов, так характеризует
работу Бориса Кима: «Добросовестный, дисциплинированный, в совершенстве
владеющий своим инструментом (гитарой) музыкант, Борис Андреевич Ким,
наряду с работой в оркестре, часто принимал участие в радио- и
телепередачах как солист-гитарист. Аккомпанировал в концертах лучшим
певцам Советского Союза - Е. Образцовой, Е. Нестеренко, А. Днишеву и
многим другим. Записал в золотой фонд Всесоюзного радио виртуозные
произведения для гитары».
А ныне он трудится в ДМШ № 67 преподавателем по классу гитары, передает
свой огромный опыт исполнительства детям, но гитару из рук не выпускает,
играет и сольные программы, и ансамблевую музыку, и так же, как и
раньше, аккомпанирует певцам, а может еще и лучше. Творческих успехов,
Борис Андреевич! А. Ширялин
|