ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (7) / 2013

№ 1 (7) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 1 (7) • С. 3 (5)

     

МУЗЫКАНТ
О, хаос звуков! Ты благословенен
своей ритмичной чистотой!

   О первой встрече с гитарой – одним из серь­ёзных жизненных увлечений, ставших профес­сией, Анатолий Ширялин пишет («Из забытья»): «Однажды в коридоре общаги слышу звук гитары. Всё – застыл, и сдвинуться не могу с места: очарован, околдован, заворожен… Гитару мне мать купила… С жадностью ломал себе пальцы на пяти аккордах… А на втором курсе училища увидел объявление, что продолжается набор в кружок гитаристов при ДК «Трудовые резервы» – сразу туда. Вхожу. Старичок что-то чертит на доске мелом… Оказалось, что он один из самых известных мэтров российской гитаристики – Василий Михайлович Юрьев… Я ходил обалдевший от гитарной красоты и горизонтов подлинного профессионализма… Попав в армию, я приводил публику в недоумение. Помню, играл на сцене до-минорную прелюдию Баха и что-то на тре­моло. Зал не поверил, что одна гитара. Прихо­дили проверять».
   Потом начался триумф музыкального дарова­ния Ширялина. Известный гитарист-исполни­тель, композитор, преподаватель, отдавший более сорока лет этому нелёгкому труду (в качестве заместителя директора ДМШ № 67 г. Москвы), он был оценён не только коллегами, учениками и почитателями его таланта, но и высшим руководством страны. В 1997 году Б. Ельцин подписал Указ о присвоении А. В. Ширялину звания Заслуженный работник куль­туры РФ. К тому времени музыкант имел высший профессио­нальный разряд (14+1), неоднократно принимал участие в концертах, радиопередачах (в т. ч. английского канала Би-Би-Си), телепе­редачах, был членом жюри многих престижных конкурсов. Анатолий Ширялин – автор многих оригинальных музыкальных произведений. Его «Лесная сказка» необычностью звучания гитарных интонаций сто­ит в одном ряду с лучшими, всемирно извест­ными сочинениями для гитары. Имя музыканта, упоминавшееся во всех энциклопедических ис­точниках, стало символом современной русской гитарной школы. М. Яблоков в своём фундамен­тальном труде «Классическая гитара в России и СССР» пишет об А. Ширялине: «Гитарист-исполнитель, педа­гог, публицист, художник. На гитаре занимался первоначально у В. М. Юрьева (1881-1962). Затем учился в музучилище им. Гнесиных по классу 7-струнной гитары (преп. Л. А. Менро). Горячий поклонник национальной русской шко­лы гитары. В его сольных концертах звучат произведения русской классической музыки, его собственные оригинальные композиции про­никнуты духом национальной русской музыки. В детской музшколе, где он работает, ведётся только 7-струнная гитара. Его очерки по

 

гитаре, которые выходят в «музыкальных альма­нахах» посвящены русской гитаре. Наконец, вместе со своим педагогом Л. А. Менро, в 1991 году была выпущена фундаментальная Школа игры на 7-струнной гитаре. Ведущие музыкаль­ные издательства помещают в репертуарных сборни­ках композиции Анатолия Ширялина. Журнал «Молодёжная эстрада» № 5-6 за 1992 год опубликовал очерк А. Ширялина о С. Орехо­ве».***
   А. Ширялин – известный историограф, напи­савший замечательные книги – «Поэма о гитаре», «Сага о великом гитаристе». Эти работы являются энциклопедическими и академическими трудами, сопоставимыми по значимости с работой Стаховича «Очерк истории семиструнной гитары».
   О роли гитары в своей жизни Анатолий Ширялин пишет: «Для меня гитара, может, больше, чем судьба – я выжил благодаря ей и не пал в бездну».
   В присущей ему философско-художественной манере, Анатолий Ширялин дал ответы на во­просы «Анкеты гитариста», составленной «Воро­нежским Центром Гитары»:
   Кто формировал гитарное мировоззрение?
   «Юрьев, Орехов, Сазонов, Анидо, Сеговия, а иногда и простые талантливые любители гита­ры…».
   Интересные случаи.
   «Потрясение уличной публики при встрече с настоящей гитарой».
   Гитары.
   «Менял часто, как настоящий ловелас, но так и не встретился с настоящей любовью».
   Музыкальные предпочтения.
   «Высотский, Таррега, Бах».
   Будущее гитары.
   «Потеря национальной основы заведёт в тупик, ведь гитару всегда считали народным инструментом».
   Отношение к новым стилям в музыке.
   «Я консерватор и всегда к новым открытиям отношусь с подозрением, ибо часто ускользает Человек, а с ним и Бог – тогда всё дозволено» (Достоевский).
   Чему ученики и последователи могут нау­читься у Вас?
   «Я ещё жив, а значит, учусь у Бога, у себя самого, у своих учеников, у всей иррацио­нальной Жизни. Если же чему-то научился, то одариваю не только ожидаемым, но и неожи­данным, как дерево после дождя».
   Гитары каких оптовых производителей пред­почтительнее?
   «Оптовым не доверяю. Это всё равно, что дамы с панели».
   Личный рекорд продолжительности игры на гитаре.
   «12 часов в юности».
   В какое время суток лучше играется «для себя»?
   «Утром»

     
1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru