ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 2 (42)

     

   Бетховен

   По частоте употребления первенство среди называемых авторов нашей «крылатой фразы», несомненно, принадлежит Бетховену. Однако, чем упорнее и настырнее становились попытки установить источник, где же, когда и при каких обстоятельствах великий композитор мог дать столь лестную для гитары характеристику, тем все меньше и меньше, с их неизменной бесплодностью, оставалось надежд, что такое подтверждение вообще найдется, а вместе с тем таяла и вера в саму принадлежность высказывания Бетховену. Сегодня разве лишь самые стойкие, не желающие терять такой «козырь», да те, для кого вера самодостаточна и «священна» сама по себе и не нуждается ни в каком подтверждении знанием, продолжают настаивать на авторстве Бетховена. Нам бы тоже очень хотелось верить, что такое высказывание у Бетховена было (но одной веры здесь мало, нужна уверенность), и если документальное подтверждение тому когда-нибудь будет найдено, мы готовы первыми признать свою неправоту сомнения и «слабость в вере» и разместить сообщение «И все-таки Бетховен!»… но до тех пор приписывание Бетховену фразы «гитара – это маленький оркестр», на наш взгляд, следует считать, по меньшей мере, недоразумением, а по полному счету – подлогом и фальсификацией.
   Итак, утверждается, что Бетховен восхищенно высказался о гитаре, после прослушивания игры Джулиани. Бетховен, действительно, был знаком с Мауро Джулиани. Правда и то, что ему приходилось присутствовать на выступлениях последнего (существует как минимум два-три подтверждающих то свидетельства5 ; другое дело, мог ли он достаточно слышать гитару, чтобы по достоинству ее оценить, ведь первые признаки глухоты у Бетховена проявились, когда ему было всего 26 лет. А в 1801 году (до появления в Вене Джулиани оставалось еще около шести долгих лет!), он уже писал своему другу юности Вегелеру: «Я веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостаёт духу сказать людям: я глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы ещё терпимо, но при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги, которых не мало!.. Я часто уже проклинал и себя и создателя за своё существование. Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием». А ведь с каждым годом глухота только усиливалась).
   Однако утверждение о дружбе Джулиани и Бетховена является явным преувеличением. Личное, но не близкое знакомство, наличие общих друзей (Гуммель, Мошелес и др.) и появление в одних компаниях, все это, без тесного общения и устойчивых продолжительных личных связей, еще не дружба. Иногда в качестве ее свидетельства приводят в пример письмо к Игнацу Мошелесу, датированное 20 декабря 1823 года, в конце которого сделана приписка – «Мой привет Джулиани» (Meine Empfehlung an Giuliani). Но это, скорее, лишь осведомленность о том, что Мошелес не раз выступал вместе с Джулиани на одной сцене и, возможно, продолжает поддерживать с ним отношения даже после отъезда обоих из Вены… В нескольких первых изданиях писем Бетховена, к одному из них — адресованному барону Цмескалю фон-Домановец (To Baron Zmeskall von Domanowecz)6 и предположительно написанному в конце 1798 или начале 1799 года, в котором композитор сообщает своему другу о назначенной им встрече с «симпатичным гитаристом» — имеется редакционное примечание, где высказано предположение, что этим гитаристом являлся Мауро Джулиани, «который жил в Вене». Однако Джулиани в то время в Вене еще не было, да и известность там пришла к нему, пусть и быстро, но все же значительно позже. Людвиг Ноль7 в своей книге «Бетховен, Вагнер, Лист» (Nohl L. «Beethoven, Wagner, Liszt», 1874) разъясняет, что речь в письме идет не о Джулиани, а о Готфриде Гейнрихе Милихе (Gottfried Heinrich Mylich, 1773-1834), который был певцом и играл на скрипке, альте и гитаре. Готфрид Милих являлся другом и школьным товарищем Карла Аменды8, с которым в тот период дружил и тесно общался Бетховен. Эта поправка имеется в издании 1909 года «Beethoven’s letters: a critical edition with explanatory notes» под редакцией берлинского музыковеда Альфреда Калишера (1842-1909), исследователя творчества Л. Бетховена, автора четырехтомной монографии «Бетховен и его современники» (1908-1910; т. 1): «The «guitarist,» as Nohl has well explained in his «Beethoven, Wagner, Liszt» (1874), was the fellow student of Amenda, the theologian, G. H. Mylich, who excelled in singing and as a performer on the guitar».


[5] В частности, лейпцигская «Allgemeine musikalische Zeitung» от 31 января 1810 года, № 18, с. 278, сообщала о «любительском концерте, примечательном тем, что в нем выступал «прекрасный гитарист» (под которым, надо полагать, подразумевается наш Джулиани) и присутствовал в качестве слушателя Бетховен» («Liebhaberkonzert, und darin vornämlich der „schöne Guitarrespieler,“ (es wird wol unser Giuliani gemeynt seyn) und als Zuhörer Beethoven»).

[6] Письмо было следующего содержания: «Мой дешевейший барон, — писал Бетховен Цмескалю, — скажи, чтобы гитарист у меня был сегодня же. Пусть Аменда (вместо amende*, которой он иногда заслуживает за свои скверные паузы) устроит мне явку этого симпатичного** гитариста. Если возможно, то пусть упомянутый явится ко мне сегодня вечером в пять часов; в противном же случае — завтра в 5 или 6 часов утра, но чтобы не смел будить меня, если я буду еще спать. Adieu, mon ami a bon Marche; быть может, увидимся в "Лебеде"».

  * Т. е. денежного штрафа; игра слов: amende означает по-французски «штраф».
  ** Интересно, что в русских переводах определение к гитаристу встречается в вариантах от «пресимпа­тичный» (Гунар Мелдер. Бетховен и Латвия // Из истории советской бетховенианы: Сборник статей и фрагментов из работ. – М., Сов. композитор, 1972. – С. 278) до «противный» (биографический очерк о Бетховене В. Корганова (1909), о нем см. прим. на стр. 43) и даже (?!) «выезженный» (Письма Бетховена. Часть первая (1783-1815 г.) // Кавказский вестник, № 2. 1900). В английских вариантах письма здесь стоит «popular guitarist», что можно понимать и просто как «популярный» или «пользующийся известностью» гитарист. В немецком оригинале – wohlgelitten, т. е. пользующийся (благо)расположением [симпатией] – т. е. ну уж никак не «противный»:

Beethoven an Nikolaus Zmeskall

[Wien, 1798/99]

Beethoven an Nikolaus Zmeskall [Wien, 1798/99] mein wohlfeilster Baron! sorgen sie, daß der guitarist noch heute zu mir komme, der Amenda soll statt einer Amende, [die er zuw]eilen für sein schlechtes pausiren verdient, mir diesen [wohlgel]littenen guitarist besorgen, wenns seyn kann, so soll der sogenannte [heute abend] um 5 uhr zu mir kommen, wo nicht, morgen [früh um] 5 oder 6 uhr, doch darf er mich nicht wecken, falls ich [schlafe]n sollte – adieu mon ami à bon Marché […] vielleicht sehen wir unß im schwanen.

  Автограф хранится в Вене, в Австрийской национальной библиотеке, вместе с другими документами архива Н. Цмескаля.
  Барон Николаус фон Цмескаль (Цмескаль фон-Домановец; Zmeskall von Domanowecz), — виолончелист и композитор венгерского происхождения, один из преданнейших почитателей Бетховена, его помощник, с которым он дружил много лет; секретарь придворной канцелярии по делам королевства венгерского. По словам В. Корганова «он прекрасно играл на виолончели, написал несколько квартетов и, обладая добродушным, привлекательным нравом, пользовался обширным знакомством и расположением среди венской аристократии».

[7] Людвиг Ноль (Ludwig Nohl) (1831-1885) — немецкий музыковед и музыкальный писатель. Издал письма Моцарта («Mozarts Briefe», 2 изд., 1877) и Бетховена (1865, 1868), а также их биографии: «Жизнь Бетховена» в 3-х тт. (Beethovens leben. Bd. 1, Wien 1864; Bd. 2 u. 3, Leipzig 1867 u. 1877; «Жизнь Моцарта» (Моzarts Leben; 2 изд., 1877), кроме того «Бетховен, Лист, Вагнер» (Beethoven, Liszt, Wagner; Wien, 1874). Писал также о Глюке, Вагнере и др. Приезжал в Петербург в декабре 1871 – феврале 1872 года, читал доклады по истории музыки, в частности о Бетховене и Вагнере. В советских трудах по истории музыки отмечалось, что его большая монография «Жизнь Бетховена» «заметно приближается к новым документально-историческим методам исследования» (История европейского искусствознания: вторая половина XIX века. Т. 1, М, Наука, 1966, с. 325).

[8] Карл Аменда [Carl (Karl) Amenda] (1771-1836), скрипач-любитель, родился и почти всю свою жизнь провел в Латвии, находясь в Вене как студент-богослов, около 1797 года познакомился с Бетховеном, который поддерживал с ним теплые, сердечные отношения. В 1799 г. вернулся на родину и был пастором в Курляндии.

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru