ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 1 (53)

     

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НИКОЛАЕ ДЖУЛИАНИ

   Николай (Николас, Никола) Джулиани, старший брат Мауро Джулиани, многие годы провел в России. Жил в Петербурге, где славился как учитель пения. Композитор и авторитетный музыкант-теоретик Ю. К. Арнольд (1811-1898), в доме которого, кстати, будучи в Петербурге, бывал и играл Гуммель, в своих воспоминаниях писал: «Самыми лучшими учителями пения тогда [в 1820-е гг.] считались К. К. Кавос, преподаватель при Смольном монастыре (впоследствии генерал-директор всей музыки императорских театров и главный капельмейстер русской оперы), да некто Джулиани, который не раз певал на наших вечерах».1
   Жизни и деятельности Н. Джулиани посвящено несколько работ российского музыковеда, ныне доктора искусствоведения, Марины Геннадьевны Долгушиной (р. 1963), в числе которых статьи «Петербургский музыкант Николай Джулиани», опубликованная в Италии в сборнике Europa Orientalis2, «Chanson erotique и их автор»3, статья о Н. Джулиани в энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга»4. Значительное внимание личности Николая Джулиани уделено ею и в докторской диссертации «Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой»5. Благодаря работам М. Г. Долгушиной стали известны многие факты биографии Н. Джулиани.
   «В России Джулиани появился в начале 1810-х годов. В то время Петербург и Москва буквально притягивали иностранных музыкантов, обеспечивая им стабильный успех и высокие заработки. Подобно многим своим соотечественникам-итальянцам — Ф. Антонолини, Я. Бианки, А. Сапиенца и др., основной сферой приложения своих творческих сил Джулиани избрал преподавание пения. Его достижения на этом поприще несомненны. По словам современника, “было время, когда г. Джулиани обучал в Петербурге по крайней мере половину поющих дам и знаменитейшие наши певицы-любительницы ему обязаны своим музыкальным образованием”».
   Санкт-Петербургские ведомости в 1824 году сообщали:
   «В октябре 1823 года он [Н. Джулиани] был приглашен в Гатчину для “управления музыкою” в дни торжеств по случаю прибытия в Россию принцессы Шарлотты Вюртембергской, невесты великого князя Михаила Павловича, а также “для аккомпанирования учениц своих на частных музыкальных вечерах”. По окончании праздника императрица Мария Федоровна “изволила пожаловать г. Жюльяни прекрасную золотую табакерку, которая и препровождена к нему через <...> князя А. П. Гагарина”».
   «Сохранились сведения об участии Джулиани в концертной жизни Петербурга. В “Обозрении концертов и прочих увеселений во время закрытия театров” за 1823 год его имя упоминается в одном ряду с Семеновой, Филис-Андрие, Брисом, Самойловым и другими известными исполнителями».
   «Николай Джулиани был вхож в дома высшей петербургской знати. Среди его учениц, многим из которых он посвящал свои вокальные сочинения, представительницы известнейших фамилий — Анна и София Вяземские, Екатерина Гагарина, Анастасия Нарышкина, Варвара Бахметева, Агриппина Сабурова, Екатерина Татищева и другие. Tre duetti («Три дуэта») посвящены любительнице музыки, баронессе Марианне де Наторп».
   «Можно предположить, что наиболее тесные контакты музыкант имел с семьями Трубецких и Голицыных. Две chansons erotiques разных лет издания он посвятил княжне Агриппине Трубецкой, одну — княгине Екатерине Трубецкой, и тетрадь Trois romances — княжне Елизавете, в замужестве — графине Потемкиной. По-видимому, уроки пения у Джулиани брал известный меценат, меломан и писатель Николай Борисович Голицын (ему адресованы две chansons erotiques)».
   «В 1827 году Николай Джулиани поступает на службу “учителем итальянского пения” в Патриотический институт — среднее закрытое учебное заведение, основанное в 1813 году Женским патриотическим обществом. В институт принимались дочери дворян-офицеров, служивших в армии с 1812 года, или из семей, пострадавших от военного разорения. Целью обучения было образовать «добрых жен» и «попечительных матерей», которые могли бы “трудами и приобретенными искусствами доставлять самим себе и их семейтсвам средства к существованию”. Патриотический институт считался одним из лучших женских учебных заведений Петербурга». В нем он преподавал до 1852 года.
   Известно также немалое количество его сочинений, изданных в Петербурге Дальмасом; «после 1815 года [он] сочиняет в основном французские romances. Поздние сочинения маэстро (например, Melodie «Поймешь ли ты?») демонстрируют приверженность его стилю русской бытовой романсовой лирики».
   «Николай Джулиани, — пишет М. Г. Долгушина, — принадлежит к числу тех иностранных музыкантов, которые, приехав в Россию в поисках счастья и материальных благ, нашли здесь вторую Родину. По словам одного из современников, “бескорыстные труды Джулиани заслуживают поощрения и признательности” и, продолжим, — благодарной памяти потомков».
   Впрочем, отдавая должное сделанному М. Г. Долгушиной для восстановления памяти о Н. Джулиани, нельзя не заметить и ее досадной неосведомленности о некоторых существенных фактах, которые уже давно и хорошо известны за рубежом. Так, автор высказывает лишь предположение о происхождении Джулиани: «По-видимому, Н. Джулиани родился и получил образование в Италии. Впоследствии, живя в России, он упоминал о своей принадлежности к “прославленной Неаполитанской школе”. По словам корреспондента Санкт-Петербургских ведомостей, “г. Джульяни славился некогда в Италии своими композициями, <...> шесть опер его имели величественный успех, <...> кантата, петая при коронации Наполеона королем итальянским, написана им».
   Вызывает удивление незнание ею того, что Николай Джулиани приходился родным братом Мауро Джулиани (и также родился в Бишелье), а сын последнего Михаил, соответственно, был его племянником: «Вольман ошибочно отождествил [Николая] Джулиани с концертировавшим в Петербурге в 1822-1824 годах гитаристом и певцом Михаилом Джулиани, сыном знаменитого гитариста-виртуоза Мауро Джулиани. Ошибка перешла в другие издания, в том числе в МЭ [Музыкальную энциклопедию] и БЭС “Музыка”. Вопрос о родственных связях Д. с Мауро и Михаилом Джулиани остается открытым», — пишет она в диссертации (2010, с. 356). Можно добавить, что об этих «родственных связях» сообщалось, например, в корреспонденции из Петербурга, опубликованной в Allgemeine musikalische Zeitung в 1823 году, № 40, октябрь: “Der beste Guitarrespieler und Sanger ist Hr. Giuliani, ein Sohn des bekannten Virtuosen und Componisten in Wien; sein Onkel Nicholas G. gehort zu den vorzuglichsten Singlehrern” (col. 656) – «Лучшим гитаристом и певцом является г-н Джулиани, сын знаменитого виртуоза и композитора в Вене; его дядя Николай Д. принадлежит к числу превосходных учителей пения». Томас Ф. Гек приводит также выдержку из письма отца Мауро Джулиани к Доменико Артария от 20 июня 1820 года, в котором тот интересуется, уехал ли внук, сын Мауро, в Россию навестить своего дядю.
   На известное сочинение Н. Джулиани о гармонии отозвался известный русский музыкальный критик В. В. Стасов. Отмечая ее «большое значение в грамматическом отношении, касательно способа написания музыки», он в то же время весьма критически высказался о самой концепции науки о гармонии, в том виде, в каком она виделась Джулиани. Стасов, в частности, писал: «В начале нынешнего 1847 года в Париже напечатана книга петербургского учителя пения Джулиани под названием: «Вступление к своду законов гармонии» (Introduction au code d’harmonie). Книга эта предпослана самому сочинению с целью показать недостаточность всех доселе бывших сочинений о гармонии; главнейшим образом она нападает на знаменитое сочинение Рейха по этому предмету, принятое за руководство в Парижской консерватории, на сочинение о гармонии профессора Фетиса, директора Брюссельской консерватории, и на берлиозовы статьи об этом же предмете, помещенные в «Revue et Gazette musicale de Paris». Как поправление музыкальных гармонических ошибок, книга эта имеет замечательное значение; но ведь грамматика ограничивается одними формами языка и правилами их, а сочинение г. Джулиани думает касаться и самой сущности сочинений, ежеминутно примешивая нисколько не идущие и неверные замечания о нынешнем способе сочинять и о нынешней инструментовке, будто бы переступившей свои пределы, и стараясь возвратить гармонию ко всем правилам, начертанным французом Рамо и развитым Руссо и д’Аламбером. <…> Но никакой сочинитель не держится того, что ему позволяют и запрещают; еще Моцарт говаривал о гармонии: «Хороши бы мы были, если бы делали так, как нам приказывают. <…> Что должна быть наука о гармонии, в том не может сомневаться никто, сколько-нибудь смыслящий дело: но решительно не в тех пределах, как это нынче существует и как, между прочим, желалось бы г. Джулиани…»6.


[1] «Воспоминания Юрия Арнольда». Вып. I. М., 1892. С. 25.

[2] Europa Orientalis – 5. Pietroburgo capitale della cultura Russa. A cura Antonella d’Amelia. Salerno, 2004. P. 237-249.

[3] Текст художественный: в поисках утраченного. Петрозводск, 2002. Вып. 1. С. 54-62.

[4] Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 томах. XIX век. Том 1. Кн. 2. СПб.: СПбГУ, 2003.

[5] Долгушина, М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой : Дис. ... д-ра ис -кусствоведения : 17.00.02 / Рос. ин-т истории искусств. – Вологда, 2010.

[6] «Отечественные записки», 1847, т. 51, «Смесь», стр. 216.

Рейтинг@Mail.ru