ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ОНОРЕ-ЖОЗЕФ ДАЛЬМАС

нотный гравер,
печатник и издатель

С.-Петербург, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

О том, что издавал Дальмас, можно узнать по сохранившимся нотам — их уцелело немало — и по его торговому каталогу, выпущенному в 1815 г. и включающему более 1500 наименований («Catalogue général de la musique que l’on trouve à St.-Péters  bourg chez Dalmas, éditeur du Troubadour du Nord, journal de musique, Grande Millonne, maison Döring, no 43»). Среди наиболее интересных ранних его изданий — клавир и партитура музыки к трагедии В. А. Озерова «Фингал», которую написал знаменитый в то время композитор Осип (Иосиф) Антонович Козловский (1757-1831). Издание роскошно выполнено — с прекрасно гравированными нотами, с литературным текстом трагедии на двух языках — французском и русском, с великолепными гравюрами А. Ухтомского по рисункам И. Иванова. Автором французского перевода текста трагедии был сам Дальмас. Одновременно с партитурой был выпущен и клавир оперы. Его издание много скромнее.

Couplets en russe sur l’air de m-r Kachin «Защитника Петрова града»Во время и сразу после окончания Отечественной войны 1812 года Дальмас издал несколько патриотических произведений русских и иностранных композиторов. Среди них — «Защитника Петрова града...»: военная песнь в честь генералу графу Витгенштейну, посвященная храбрым воинам его Данилом Кашиным; слова г-на Кобякова: (Для солиста и хора с фп. – СПб.: Дальмас, [1813]. – 7 с.); куплеты в честь императора Александра I на слова Державина «Ты возвратился, благо­датный» с музыкой Антонолини, петые во время торжественной встречи императора в Павловске; программная аллегорическая пьеса "Взятие Парижа" («Le Siège de Paris, suivi de l’entrée des troupes alliées et du retour de madame la duchesse d’Angouleme en France»), сочиненная по случаю возвращения во Францию дочери Людовика XVI и др. Позже, около 1815 года, им была осуществлена публикация популярного религиозного народного гимна-молитвы "Коль славен наш Господь в Сионе..." компо­зитора Д. С. Бортнянского на слова М. М. Хераскова. В 1825 г. Дальмас опубликовал элегию собственного сочинения "На смерть Александра I" (Elegie sur la mort d'Alexandre Premier...) с литографией А. Орловского, напечатанную в типографии Александра Плюшара.

Справа вверху: титульный лист (название на французском языке) песни Д. Кашина, изданной Дальмасом: «Русские куплеты на мелодию песни Кашина «Защитника Петрова града», во славу Его Императорского Величества Александра Первого, Самодержца и Императора Всея Руси, петые в национальном театре в присутствии Ее Величества Императрицы Марии Федоровны»: [Для солиста и хора в сопровождении фп.]. — СПб.: Дальмас, [1814].


Но, пожалуй, самым крупным предприятием того времени стало издание Дальмасом военных маршей императорской Российской гвардии (Les Marches militaires des gardes impériales russes) для военного духового оркестра. Среди них, в частности, 4-томное собрание  маршей (три тома с нумерацией 1-104 и отдельный том с номерами 1-47, содержащие марши для двух видов движения, существовавших в то время в русской армии: "тихого" и "скорого шага"), а также отдельные издания по одному или несколько маршей. Это были, главным образом, марши, аранжированные капельмейстером русских гвардейских войск Антоном Дерфельдтом, а также им сочиненные (свыше сорока). Среди авторов маршей также имена таких выдающихся композиторов как А. Алябьев, Н. Титов, К. Кавос, А. Львов, О. Козловский, А. Антонолини и другие менее известные композиторы. Однако большей частью музыка маршей представляла переделку и аранжировку отрывков из опер Крейцера, Керубини, Буальдье, Фиораванти, Цингарелли, Паэра, пьес модных виртуозов и композиторов Фильда, Штейбельта. Всего же за 20 лет, в период с 1809 по 1829 гг. издательством Дальмаса "Северный трубадур" было издано 208 партитур для военного оркестра (Кожевников Б., Хаханян X. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. - М., 1981. - С. 54-55).

St. Petersbourg, chez Dalmas, editeur du Troubadour du Nord. Grande Millionne, № 43

Фрагмент титульного листа
"Военный марш (тихий шаг) императорской Российской гвардии"
Изд. Дальмаса:
"St. Petersbourg, chez Dalmas, editeur du Troubadour du Nord. Grande Millionne, № 43"

Самый крупный раздел каталога — оперные партитуры, насчитывающий 122 названия. В основном это оперы французских и итальянских композиторов — Далейрака, Буальдье, Гретри, Крейцера, Спонтини, Керубини и др. Больше всего опер Далейрака — самого популярного, и, по-видимому, плодовитого композитора того времени. Их 16 — «Адель и Дорсан», «Корсар», «Два маленьких савояра», «Гюлистан», «Лина и Тайна», «Филипп и Жоржетта», «Рауль сир де Креки» и др. Моцарт представлен одной оперой («Свадьба Фигаро»), Сальери — двумя («Тарар» и «Пещера Трифона»). Есть и одноименные оперы разных композиторов — две «Лодоиски» соответственно Крейцера и Керубини. Здесь же несколько неоперных произведений — музыка Козловского к трагедии «Фингал» (которая, впрочем, близка к опере), оратория «Сотворение мира» Гайдна, Месса Керубини, Miserere Перголези. Цена партитур была очень высокой — от 30 (одноактные оперы) до 50 (трехактные) рублей. Они вряд ли пользовались большим спросом, поскольку в них нуждались только театры и труппы. Вполне возможно, что в каталоге Дальмаса перечислены не только печатные, но и рукописные ноты. Это более чем вероятно, так как в следующем разделе - "итальянская музыка" - указано: partitions manuscrites (рукописные партитуры).

Несравненно большим успехом пользовались отдельно изданные "арии, дуэты, полонезы, трио и т. д., с аккомпанементом фортепиано". Раздел каталога, им посвященный, поистине огромен. Он насчитывает фрагменты из 98 опер. Xарактерная особенность — их авторы часто не указаны, все оперы перечислены только по названиям. Среди них встречаются уже печатавшиеся в «Северном Трубадуре» фрагменты из опер «Ромео и Джульетта», «Весталка», «Тетушка Аврора», «Опрокинутые повозки» и др. Здесь же арии и рондо из «Татьяны» Титова (на фр. языке). Несомненно, Дальмас использовал в этих случаях нотные доски своего журнала, делая с них оттиски и печатая новый титульный лист.
 

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru