ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ПЕТР ИВАНОВИЧ
ЮРГЕНСОН

нотоиздатель

Москва, Россия

 

 

  Русская музыкальная газета. - 1904. - № 15, 11 апреля.

387

 

388

Тогда забота о пропитании семьи целиком легла на вдову, вынужденную поддерживать её поден­ною работой. Вот в какой гнетущей, мрачной обстановке, окрашенной непрерывной отчаянной борьбой за существование, протекли детские годы П. И.
   Настала пора учения. Поступив в местное городское училище, мальчик сильно пристрас­тился к чтению. Однако, это вполне естествен­ное стремление к знанию, в самом же начале встретило преграду в лице матери,— суровой пуританки,— строго преследовавшей чтение иных книг, кроме библии. Понятно, что молодой пылкий и пытливый ум — несомненно, и тогда уже заключавший в себе элементы деловитости и практичности — жадно искавший объяснения окружавшего реального мира, не мог удовле­твориться этой книгой. Мальчик стал читать книги «не божественного» содержания тайком, на чердаке, зарабатывая деньги на абонемент в библиотеку ношением воды для соседей, исполнением различных мелких услуг и т. п.
   Надо было подумать и о будущем. Разумеется, в глазах матери вся прелесть этого «будущего» её сына заключалась в постоянном и верном «куске хлеба», т. е., именно в том, недостаток чего тяжёлым гнётом отозвался на её невесёлой жизни, на жизни её семьи.
   В 1850 г. 14-летний Юргенсон был отправлен в Петербург к старшему брату Иосифу Ивановичу (служившему тогда в музыкальной торговле Бернарда), который и предоставил своему брату возможность учиться гравёрному искусству. Одновременно образование мальчика пополня­лось воскресными уроками и, главным образом, конечно,— чтением. Профессия гравёра при­шлась не по душе Петру Ивановичу и, достигнув в ней степени мастера, он бросил её навсегда. Деятельную, энергичную натуру тянуло к более широким берегам, к более интенсивной дея­тельности. Прослужив около четырёх лет приказ­чиком в музыкальных магазинах сначала Стел­ловского, затем Битнера, П. И. получил пригла­шение занять место управляющего в московской музыкальной торговле Шильдбах. Через два года фирма эта прекратила своё существование. Оставшись  без  места и не  предвидя  его в бли-
 

 

жайшем будущем, П. И. решился на смелый, для его денежных средств, шаг — на открытие собст­венной музыкальной фирмы. 1861-й год застал это смелое,— но отнюдь не «на авось» начатое,— предприятие осуществившимся фактом.
   Первые же издания молодой фирмы — «гавот» Баха, сочинения Вебера и др. классиков, из русских — сочинения Даргомыжского и Рубин­штейна — вполне определили направление дела, поставившего своей целью не исключительное стремление к наживе, но облагороженное стрем­лением содействовать, начавшемуся тогда, рас­пространению в России музыкального просве­щения. Судьба, благоприятствовавшая энергич­ному работнику, на первых же порах послала ему неоценимого помощника в его музыкально-издательских начинаниях — Н. Г. Рубинштейна, который своим участием, выразившимся в редак­тировании и выборе произведений, иногда даже в корректуре их, а также материальной помощью, заключавшейся в предоставлении фирме заказов от Муз[ыкального] Общ[ества],— оказал немало­важную услугу молодому делу и много способ­ствовал его процветанию. Дружба П. И. с этим выдающимся музыкальным деятелем не преры­валась до самой смерти Н. Г. Рубинштейна.
   Первые пять лет существования фирмы яви­лись наиболее трудными и тяжёлыми годами молодого дела. Но трудолюбие и неиссякаемая энергия П. И. преодолели все препятствия, и с 1867 г. (время основания собственной нотопе­чатни) началось быстрое и широкое прогрес­сирование фирмы. За год еще до этого П. И. издал первую оркестровую партитуру («Казачок» Даргомыжского) и I-ю книгу по теории музыки («Руководство к изучению инструментовки» Геварта в переводе и с примерами П. И. Чайков­ского). Около этого же времени П. И. сблизился с Чайковским. Знакомство это, вскоре перешедшее в интимную и тесную дружбу, явилось для П. И. одним из счастливейших даров судьбы. Не мень­ше значения это знакомство имело и для Чай­ковского. Чуткий издатель предугадал в молодом профессоре гениального художника, славу своей фирмы; начинающий композитор нашёл в П. И. горячего поклонника своего таланта и умного, энергичного  издателя  своих сочинений,  немало
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru