ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ИОГАН КОРНЕЛИУС ПЕЦ

нотоиздатель,
торговец музыкальной
литературой

С.-Петербург, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

ПЕЦ (Петц), Иоган Корнелиус (Иван Карлович) (Johann Cornelius Paez либо Petz) — купец 3-й гильдии, почетный член С.-Петербургского Филармонического общества с 1826 г., издатель (1810-1818 гг.), владел в Санкт-Петербурге несколькими музыкальными магазинами (в 1810 г. издательство и музыкальный магазин находились по адресу ул. Большая Морская, д. 125; в 1814 г. был приобретен дом № 116 на той же улице и с этого времени ноты издавались и продавались вплоть до конца существования фирмы по обоим адресам. В 1820-е годы магазин Пеца располагался также на Большой Морской ул., 28, дом Лауферта). В конце 1820-х годов его дело перешло к Карлу Роберту Клеверу (Karl Robert Klever, 1803-1849), а от последнего (в 1847 г.) к Ф. Стелловскому*, причем фирма Пеца на изданиях последнего упоминается еще в течение нескольких десятилетий: "В магазине И. Пеца, ныне Ф. Стелловского". Корреспондент «Северной пчелы» в заметке, опубликованной в газете в 1851 г. (№ 261, стр. 1042) писал: «Мы, старожилы Петербургские, даже не помним, когда основан г. Пецом музыкальный магазин в Малой Морской. Дом его перешел к г. Лауферту, переплетчику, перестроен, но магазин Пеца в нем остался, и теперь процветает под тем же названием, хотя г. Пец давным давно выбыл из России во-свояси и наслаждается покоем в Дрездене. Ныне музыкальный магазин Пеца принадлежит г. Стелловскому...» (фотокопию полного текста см. в статье о Ф. Т. Стелловском). Предположительно в Дрездене Пец и умер. Издательской деятельностью он начал заниматься в 1810 году, приобретя начинавшее чахнуть предприятие Ф. А. Дитмара (Friedrich August Dittmar) и магазин В. Клевера (бывший Дитмара), в 1815 г. открыл заемную библиотеку при магазине. О библиотеке, открытой И. Пецом, П. Н. Столпянский («Музыка и музицирование в старом Петербурге») писал: " <...> интересен мотив открытия этой библиотеки — дороговизна музыкальных сочинений; с указания на эту дороговизну И. Пец и начинал свой проспект об открытии библиотеки: «Требования многих особ и частые опыты уверили меня в том, что при нынешней дороговизне музыкальных сочинений необходимо и полезно завести музыкальную библиотеку для чтения» (С.-Петербургские ведомости, 1815, с. 731)". Б. Л. Вольман называет Пеца «римским подданным» из Дрездена, ставшим русским купцом третьей гильдии. И. К. Пец учел издательские ошибки своего предшественника. Он резко увеличил выпуск нотных изданий, ориентируясь не только на высшее общество, но и на любителей музыки из средних кругов. Обзаведясь постоянным комиссионером и компаньоном в Москве — нототорговцем, немцем по происхождению Карлом Ленгольдом, — Пец постепенно расширил масштабы своей деятельности. В 1812 году он на некоторое время вошел в компанию с петербургским нотоиздателем и владельцем музыкального магазина И. Брифом, который занимался до того (с 1810 г.) музыкально-торговой и издательской деятельностью с гравером Вондерфуром. Особенно успешно дела Пеца пошли после 1812 года, когда во время пожара Москвы погибли нотные склады и предприятия его московских конкурентов.

«Collection de Danses Cosaques, Russes, et Bohemiennes pour le Pianoforte»

«Collection de Danses Cosaques, Russes, et Bohemiennes pour le Pianoforte»
St. Petersbourg chez Paez, grande Morskoy № 125, a Moscou chez Lehnhold.

В магазине Пеца помимо им самим опубликованных музыкальных сочинений можно было приобрести ноты, выпущенные в Австрии и Германии такими известными издателями, как «И. Андре» из Оффенбаха-на-Майне, фирмой «Брейткопф и Гертель» из Лейпцига, фирмой «Антон Диабелли и К°» из Вены, X. А. Пробстом из Лейпцига, фирмой «Фальтер и сыновья» из Мюнхена, Фридрихом Хофмейстером из Лейпцига, Адольфом Шлезингером из Берлина, фирмой «Сыновья Б. Шотта» из Майнца и др.

Нотоиздательская палитра у Пеца многопланова. Он использовал все возможные виды печатной продукции (отдельные произведения, разнообразные сборники, серийные издания, музыкальные журналы, учебные пособия, книги по музыке и т.п.), обращался к тем музыкальным жанрам, которые имели наибольший успех в покупательской среде.

 


* Полная цепочка смены владельцев издательского предприятия, очевидно, была следующей: И. Д. Герстенберг (1792) → И. Д. Герстенберг и Ф. А. Дитмар (с 1793 – совладелец, в названии – с 1796) → Ф. А. Дитмар (единоличный владелец, до 1808) → Ф. А. Дитмар и В. Клевер → И. К. Пец (с 1810) → К. Р. Клевер (с конца 1820-х, после 1825) → Ф. Т. Стелловский (с 1847) → А. Б. Гутхейль (с 1885). Заметим, что в издательстве Герстенберга и Дитмара в Санкт-Петербурге, приблизительно в 1797-98 гг. издавался гитарный журнал Генглеза: «Journal d’Airs Italiens, Français et Russes avec accompagniment de Guitare par J. B. Hainglaise» («Журнал итальянских, французских и русских арий с гитарным аккомпанементом Ж. Б. Генглеза»).

 

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru