ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

 

Борис Николаевич ЛАРИН

УРОКИ
КАМИЛЛА АРТУРОВИЧА ФРАУЧИ

В ГОСТЯХ У
ФЕЛИКСА АКОПОВА
 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

   В гостях у Ф. Р. Акопова.

    Позавчера [4] был на даче у Феликса Робертовича Акопова. Если кто не знает, поясню, что это один из самых известных наших гитарных мастеров. Например, на его гитаре играл Иванов-Крамской.
   Ну, а у меня гитара его работы оказалась, так сказать, "по блату". Когда я начинал заниматься и уже что-то более-менее мог сыграть, мой дядя познакомил меня с преподавателем гитары в своей студии — Лапочкиным Анатолием Ивановичем. Он меня снабжал интересными нотами и хорошими советами, а я его выручал на всяких отчетных и не очень концертах. Однажды я пришел к нему домой и он дал мне поиграть на своей гитаре. То была палисандровая гитара работы Акопова, которая просто поразила меня своим звуком, ведь до того я ни разу не брал в руки настоящий мастеровой инструмент. Оказалось, что Анатолий Иванович ученик Акопова и тот ему сделал хорошую гитару. Конечно, на вопрос, не хочу ли я приобрести гитару мастера, я радостно согласился. Дело потребовало времени и средств. У мастера очередь из желающих, ждать пришлось почти год, за это время с согласия моих родителей я откладывал стипендию и накопил нужную сумму. Наконец в январе 1979 года у меня появился замечательный инструмент, с которым я не расстаюсь до сих пор.
   Прошло 32 года, от постоянной игры на гитаре кое-где расшатались лады, в местах контакта с одеждой и руками потерся лак. Вообще-то можно было и пораньше заняться ремонтом, но у меня не было связи с Акоповым, потому что Анатолий Иванович умер. Тут помог интернет и полгода назад я нашёл номер телефона мастера на форуме гитаристов demure.ru (сейчас он terraguitar.ru). Как оказалось, летом Акопов не занимается гитарами из-за высокой влажности воздуха и просил перезвонить ему в середине сентября, что я и сделал.
   И вот, еду к нему на дачу в электричке и вижу — через ряд сидений от меня сидит пожилой человек поразительно похожий на Камилла Артуровича Фраучи, каким тот был в то время, когда я брал у него уроки игры на гитаре. Черты лица, борода, усы, светлые глаза — всё совпадает, прямо реинкарнация какая-то. К чему бы это такая встреча? Ну да ладно, не о том рассказ...
   Дачный посёлок музыкальный: улица Глинки, улица Чайковского, улица Римского-Корсакова... Легко нахожу дом мастера, звоню не без некоторого трепета, вызванного воспоминаниями о первой встрече с ним. Тогда я очень волновался, будучи зелёным юнцом, неважно играющим на гитаре, в то время как он был уже большим мастером в расцвете сил и таланта как в игре на гитаре, так и в их изготовлении. Помню волнение и бессилие исполнить что-либо связное на новой, теперь уже моей гитаре. С тех пор уже и опыта поднабрался, и играть более-менее научился, а всё равно цепляет старое впечатление за живое, волнует кровь.
   А вот и сам Феликс Робертович. Да, годы берут свое. Он сильно сдал, двигается с трудом, чувствуется, что ходьба очень непросто ему даётся. Прошли в дом, он угостил меня чайком, пока пили чай, провели стандартную беседу о погоде, о природе, ну и о здоровье, конечно. Оказывается, у него было два инсульта и с тех пор ноги плохо его слушаются. А ещё у него проблема с ногтями, которые трескаются вдоль пальца, что для гитариста очень неприятно, потому что при защипывании струны ноготь цепляется и невозможно ничего сыграть. А играть надо мастеру, ну хотя бы немного. Говорю, что сейчас укрепляют ногти в маникюрных салонах, а при необходимости так вообще приклеют акриловую пластинку и будет искусственный ноготь.
   Беседа идёт сама собой, он рассказывает мне о доме, который выстроил в одиночку (!), показывает полы с мозаичными вставками, сделанными из ненужных обрезков материала для гитар. Ну да, точно, вот палисандр, вот клён, всё сделано со вкусом и ни малейшей щелочки не видно. Большущая веранда, о которой он говорит, что не рассчитал сил и теперь не знает, успеет ли её закончить. Тема оставшегося времени явно беспокоит его и регулярно всплывает в нашем разговоре в дальнейшем.
   Поднимаемся в мастерскую. Ходить надо осторожно, везде разложены деревяшки, банки и баночки со всякой химией, приспособления. Впечатление рабочего беспорядка. Сам Акопов прекрасно в нём ориентируется и легко находит всё, что считает нужным мне показать. У рабочего верстака два табурета, на которых мы и устраиваемся. Конечно он помнит Анатолия Ивановича. Говорит: "Я сам его совратил на гитару, в своих корыстных целях. (улыбается) Прекрасный был токарь. У меня были и ещё ученики, которые помогали мне делать всякие приспособления и инструменты". Оказывается, Акопов выкупил у родственников Анатолия Ивановича ту самую палисандровую гитару, которая меня так поразила 30 лет назад, и теперь она у него здесь, в мастерской, правда без струн, потому что он её собрался подновить.
   Состоянием моей гитары он остался очень доволен. Лады, конечно, надо поменять. По его словам, это один из тех инструментов, которые он делал в то время, когда у мастеров было модно ставить узкие лады. Если бы были нормальные широкие, то может быть и ремонт бы не потребовался. А розетка у гитары та самая, которую он сейчас безуспешно пытается найти, чтобы отреставрировать свою случайно поврежденную резную кленовую гитару. Насчёт обновления лака говорит, что верхнюю деку заново отполировать нельзя, потому что её полируют до установки подставки, а потом чистят место для подставки и приклеивают её. Что касается остального корпуса и грифа, то он посмотрит, что тут можно сделать. Разговор сворачивает на тему химии. Почему-то в последнее время стало трудно найти "правильный" спирт и масло. При полировке шеллака используется их смесь в определённой пропорции, довольно точной, потому что если много масла, то оно не сможет улетучиться со спиртом и останется на деке, а если мало - то полировочный тампон будет липнуть к шеллаку.


[4] 23 сентября 2011 года.

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru