ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

В. А. Русанов. Гитара и гитаристы (1901)


Язвительная заметка
анонимного автора на выход
очерка В. А. Русанова


Газета
"СИБИРСКАЯ ЖИЗНЬ"


№ 70
Среда, 28 марта 1901 года
(г. Томск)

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

Газета "Сибирская жизнь", № 70, 1901.

На очерк В. А. Русанова "Гитара в России" (1901)

Гитары и гитаристы. Исторические очерки В. А. РУСАНОВА. Гитара в России. Цена 60 коп.

И как вам, любезный читатель, не стыдно?! (Обращаюсь к читателю, играющему на гитаре). Висит у вас на стенке гитара уже который год,— бряцаете вы на ней чуть не ежедневно, в часы досуга, изображая то грустные хохлацкие песни, то разухабистую веселую «барыню»,— а ничего-то вы не знаете до сих пор о вашей семиструн­ной гитаре! Ай! ай!.. А между тем семиструнная гитара это такая вещь, такая вещь... Но лучше предоставим г. Русанову, самому замечательно­му историку гитары в России,— порассказать нам о ней. Во 1-х, может быть, гитара была еще при дворе Батыя, во 2-х, может быть и не была, и быть может, да и вернее всего, «что под гречес­ким словом» — «κιθάρα (cythara, кифара) фигу­рировала целая семья лютневидных инструмен­тов». Так было дело в XIII в. Но это — в сторо­ну. «Современный же историк гитары должен только констатировать те исторические факты, что успехи семиструнной гитары совершенно от­теснили шестиструнную гитару в самом начале появления ее в России, что в семиструнном составе она сделалась исключительно русским инструментом и что, по имеющимся статистичес­ким данным (о!) нашего времени, преобладание ее над шестиструнною гитарою сохранилось и до сего времени». Русанов, как и другие, по его свидетельству, гитаристы с чувством глубоко удовлетворенного патриотизма говорят о семи­струнной гитаре, как об инструменте, возникшем на почве русской музыки, а потому наиболее на­циональном и исключительно русском,— «в то время как шестиструнная гитара, пришедшая из-за границы, возникла на почве испанской и итальянской музыки, а потому инструмент наи­более космополитический». — В биографии А. О. Сихры (приложены и его портреты) Русанов говорит, что «история блестящего периода семи­струнной гитары и начинается и оканчивается именем Сихры»; заметьте при этом, что «фами­лия — Сихра есть неправильный перевод с поль­ского Sychra; правильный перевод — Сыхра». Это необходимо вам знать, читатель, ибо дело идет не о простом гитаристе, а «о незабвенном для русской музыки человеке»,— «это величай­ший представитель семиструнной гитары», имя его до сих пор стоит во главе русских гитарис­тов. «Это имя бессмертно. Таков удел гения!»— Конечно, слава Богу, среди наших гитаристов не он один гений,— и Циммермана можно записать в гении, ибо он, как уверяет гитарист Стахович, может служить надеждой и упованием, что рус­ские гитаристы «не уступят никому в Европе», — он же говорит — «в произведениях нашего гени­ального Высотского»— «преобладающим направ­лением семиструнной гитары остается все-таки записывание и разработка русских песен».— Все это факты чрезвычайной важности! Словом, про­читывая эту книжку, с отрадою чувствуется, что Репетилов был совершенно не прав, утверждая, будто водевиль есть вещь, а прочее все гиль!! Нет, нет! Сравнительно с семиструнной гитарой, с этим нашим русским национальным инстру­ментом, на котором играл даже Некрасовский Иван («Гитарист и соблазнитель деревенских дур»), — даже водевиль есть гиль!

Рейтинг@Mail.ru