ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ




К 20-ЛЕТИЮ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ ЖУРНАЛА «ГИТАРИСТЪ»

И СНОВА «ГИТАРИСТЪ». Читающая Россия. —
Агентство «Союзпечать». —
М., 1994. — № 4. — С. 51.

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

   В декабре 2013 года исполнится 20 лет со дня выхода первого номера возобновленного журнала «Гитаристъ» — преемника и продолжателя гитарного журнала, основанного в 1904 году В. А. Русановым.

   Горячо поздравляем коллектив журнала «Гитаристъ» и лично главного редактора Валерия Дмитриевича Волкова с двадцатилетним юбилеем возобновления издания журнала. В течение всех этих лет каждый новый номер журнала с нетерпением ожидался многочисленными любителями гитары как вестник последних новостей гитарной жизни страны, источник глубоких материалов по истории нашего инструмента, вопросам преподавания и гитарного репертуара, публикаций о его лучших представителях в современной России и за рубежом.

   Желаем всем сотрудникам редакции, авторскому коллективу и читателям журнала дальнейших больших успехов в благородной деятельности популяризации гитары, новых интересных материалов и благополучия, а гитаристике страны — развития и процветания. Верим, что несмотря на существующие трудности, журнал не только сохранит, но и упрочит завоеванное им положение высококлассного профессионального музыкального издания, свой высокий авторитет среди гитаристов-исполнителей, педагогов, композиторов, пишущих для гитары, всех, кто любит этот прекрасный инструмент.

   В преддверии этого приятного события предлагаем нашим читателям, по-видимому, самый первый отзыв на выход «Гитариста» , опубликованный в 1994 году в журнале "Читающая Россия".

   И СНОВА «ГИТАРИСТЪ»

   Гитара... Вряд ли найдется много людей, у которых бы с этим музыкальным инструментом не были связаны самые разные ассоциации, музыкальные и литературные, воспоминания личного жизненного опыта, всегда эмоциональные, порой остро интимные. Взять хотя бы нашего современника, человека среднего возраста: для него гитара — это и Гарсиа Лорка (Lorca), поэзия которого воспроизводит неукротимые и грозные ритмы фламенко, и барды 60-х, Галич, Окуджава, Визбор, это и Высоцкий, которого невозможно представить без его яростной гитары. Это и кухонные «посиделки» интеллигентов под гитару и водочку, и отблеск туристского костра. И конечно же прелестные старинные романсы, цыгане.

   Подвластны гитаре оказались и Бриттен, и Бах... Этот музыкальный инструмент обожали и воспевали, а иногда и унижали, называя пошлым, мещанским. И он неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры, создающий особенное настроение в человеческом общении.

   Вот появился новый журнал —  «Гитаристъ». Твердый знак здесь не дань нынешней моде на все старинное: именно 90 лет назад —  в 1904 году —  вышел в Москве музыкально-литературный журнал под тем же названием, его главным редактором был замечательный музыкант, педагог и пропагандист игры на гитаре Валериан Алексеевич Русанов. До этого подобный журнал издавался только в Мюнхене Интернациональным союзом гитаристов, назывался «Гитарре Фройнд» —  «Друг гитары», печатался на немецком языке и имел большой успех среди любителей и ценителей гитары. Под разными названиями «Гитаристъ» существовал до 1914 года. С тех пор не было издания, посвященного интересам исключительно этого инструмента.

   Учредителем нынешнего журнала являются его главный редактор — профессиональный гитарист Валерий Волков и издательская фирма "Руссико" (Москва) —  С. Румянцев и В. Устинов. Тираж 5 тыс. экз. с перспективой его увеличения до 10 тыс. Периодичность издания — 4 выпуска в год (зима, весна, лето, осень).

   Так что же такое нынешний "Гитаристъ"? Его 64 полосы печатаются на хорошей бумаге, обложка цветная и, если судить по первому номеру, публикуются в нем редкие, оригинальные иллюстрации. На обложке этого выпуска фото первого редактора старого «Гитариста» Валериана Русанова, его памяти и посвящен номер.

   Думается, тематика «Гитариста» будет познавательна и для профессионалов, и для любителей. Особенно это касается материалов об истории русского и зарубежного гитаризма. Так, в первом номере публикуются биографические очерки И.Юрцева о Валериане Русанове, самого Русанова о русском гитаристе-виртуозе, композиторе народных песен Михаиле Высотском, статья Владимира Бобри о цыганских хорах старой России. Сам Бобри, чья фотография с великим Андресом Сеговия (Segovia) иллюстрирует материал, покинувший Россию в 1917 году, прославившийся в Нью-Йорке как мастер настенной живописи, художественной рекламы и иллюстратор, стал одним из основателей Общества классической гитары Америки, редактором и главным художником журнала "Гитар Ревью", автором публикаций о гитаре и неординарного подбора произведений для нее.

   Но главный интерес и особенность «Гитариста» представляют материалы по теории и практике игры на гитаре, по акустике инструмента, чертежи для гитарных мастеров и конечно же нотное приложение, в основном — не публиковавшиеся ранее ноты старинных и современных произведений.

   Особое место редакция отводит разделу «Гитара и голос», который станет теоретической и практической школой аккомпанемента (в основном русские романсы и песни) на «шестиструнке» и «семиструнке». То есть журнал может стать своеобразным "мастер-классом" и для профессионалов, и для любителей. Уже в первом номере помещены практические указания английского инструменталиста и теоретика гитары Терри Ашера и Павла Иванникова, известного нашего исполнителя.

   Один из своих номеров редакция предполагает целиком посвятить легендарной Варе Паниной, опубликовав сборники романсов, бывших в ее репертуаре. Его подготовил замечательный музыкант, исполнитель, незаурядный композитор и педагог училища имени Гнесиных Лев Александрович Менро, недавно ушедший из жизни. В сборник включены как широко известные, так и забытые романсы, исполнявшиеся Варей Паниной. Лев Менро долго и скрупулезно работал над составлением сборника, неоднократно прослушивая полустершиеся записи, воссоздавая слова и музыку, не прибегая к осовремениванию, новой аранжировке, он скорее тщательно реставрировал музыку, одновременно доводя аккомпанемент до нынешнего исполнительского уровня.

   Естественно, читатели найдут в журнале информацию о конкурсах, фестивалях гитары в России и за рубежом, о книгах, нотах и других фактах музыкальной жизни.

О. К.

 

Рейтинг@Mail.ru