Руководствуясь эстетическими представлениями той или иной эпохи, люди ищут новые краски для субъективного отражения бытия, — отсюда проистекает существующее разнообразие
музыкальных инструментов, доминирующей категорией экзистенции которых является множество модификаций и органологических признаков. При помощи разнообразных конструктивных параметров и механизмов извлечения звука
«...инструмент отражает артикуляционно-речевую органику; струны оказываются голосами явных и тайных диалогов художественного Я и его Вселенной <...> Освоенные слухом жизненные
семантические поля через колокола и звоны, через эхо и все многообразие звуковой среды благодаря ассоциациям переходят в новый мир, каким по существу и оказывается музыкальный инструмент...» [4,114].
Для уточнения определения типологии органологических признаков, которые присущи близкородственным модификациям и разновидностям музыкальных инструментов, входящих в известные
классификационные семейства, мы считаем возможным обратиться к широко используемым естественнонаучным терминам «полиморфизм» и «полиморфный».
По нашему мнению, полиморфными являются близкие по конструкции и способу звукообразования родственные музыкальные инструменты, имеющие, вместе с тем, некоторые существенные отличия, которые определяют сферу
их применения и влияют на динамику развития в системе культурных ценностей общества. Например, полиморфными инструментами являются скрипка и альт, саксофоны альт и тенор, рояль и пианино, индийские
барабаны дага и табла. Скрипка и виолончель входят в одно семейство, но полиморфными не являются. Предлагаемое сужение терминологии является актуальным в связи с частым применением понятия «семейство музыкальных
инструментов» в более широком смысле по критерию происхождения от одного древнего инструмента (например, «семейство лютневых»). В этом случае в одну группу попадают как современные, так и архаичные инструменты с совершенно разными органологическими параметрами и
исполнительской спецификой.
Выводы и перспективы:
— шестиструнные и семиструнные гитары с разными вариантами строя и конструкции корпуса являются типичными полиморфными инструментами, а тысячелетняя история гитары представляет
собой яркий пример диалектического полиморфизма как перманентного процесса конструктивного совершенствования, обусловленного многомерностью мировосприятия в искусстве;
— русская семиструнная гитара существенно превосходит классическую шестиструнную по количеству вариантов и удобству исполнения септаккордов. Общее число септаккордов, исполнимых в
тесном расположении на семиструнной гитаре (106), в 7 раз больше, чем на шестиструнной (15);
— гармоническое богатство русской семиструнной гитары делает аккомпанемент на этом инструменте разнообразным и полного-лосным, что особенно ценно для современной (в том числе джазовой) музыки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Высотский М. Полное собрание сочинений для семиструнной гитары / сост. В. Украинец. – Кривой Рог: Издательский дом, 2005.
2. Иванова-Крамская Н. Жизнь посвятил гитаре: Воспоминания об отце. – М.: Тепломех, 1995.
3. Кузнецов В. Анализ строя гитары семиструнной и шестиструнной. – Кривой Рог: Издательский дом, 2004.
4. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки: [монография] – М.: Музыка, 1988.
5. Рехин И. Вариации на тему "Гитара в России". Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора // Гитаристъ. – 2004. – №1. – С. 24-29.
6. Субота А. Исполнительский анализ технико-художественных возможностей и репертуара семиструнной гитары // Вестник Международного Славянского университета. Серия "Искусствознание". –
2008. – Т. 11. – №1. – С. 27-32.
7. Тихонравова А., Тихонравов С.
Три версии происхождения русской семиструнной гитары // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и
практики (Тамбов). – 2013. – №4. – С. 171-176.
8. Украинец В. Школа джазовой игры на семиструнной гитаре. – Киев: Музычна Украина, 2000.
9. Peckham R. Berklee Jazz Guitar Chord Dictionary. – Boston: Berklee College Press, 2007.
10. Timofeyev O. The Golden Age of the Russian Guitar: Repertoire, Performance Practice, and Social Function of the Russian Seven-String Guitar Music, 1800-1850: Diss. ... Ph. D. - Durham: Duke University, 1999.
|