Влад. Княжнин. Аполлон
Григорьев и цыганы. // Столица и усадьба, 1917, № 73, с. 21-23.
Об авторе:
Княжнин Владимир Николаевич (псевд.; наст. фам. –
Ивойлов; 1883-1942) – русский поэт, критик, литературовед, библиограф.
Автор многих литературоведческих статей. Издавал сочинения Аполлона
Григорьева, серьезно занимался изучением его творчества. Многие годы
близко общался с А. А. Блоком, о котором написал книгу воспоминаний
(Княжнин В. Александр Александрович Блок. – [Пг.; указ.: Пб.]: "Колос",
1922). Статья В. Н. Княжнина "Аполлон Григорьев и цыганы" была опубликована в журнале "Столица и усадьба" в
1917 году (№ 73, с. 21-23); в 1989-ом перепечатана журналом "Наше
наследие" (№ 4, с. 117-119) в рубрике "По страницам старых журналов".
|
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
|
|
|
непосвященных касается недавней своей раны. Благородно ли, однако, спрашивает Григорьев, пытаться говорить о том, что нужно осторожно беречь, лелеять, свято чтить? И отвечает:
Да! это безобразно и ничтожно...
Я знаю сам... Но так тебя любить
Другому, кто б он ни был - невозможно...
Где б ни был я, куда б судьба меня
Ни бросила - с собой мечту одну я
Ношу везде: в толпе ли, в шуме ль дня,
Один ли, в ночь бессонную тоскуя,
Как молодость, как свет, как благодать
Зову тебя!!
Первую половину 1850-х годов Аполлон Григорьев считал самою лучшею, самою светлою порою своей жизни. Цельным и ярким явлением в московской
жизни 50-х годов был кружок, образовавшийся вокруг Островского. Люди этого кружка и задушевные сходки подробно описаны С. В. Максимовым и
И. Ф. Горбуновым.
Время, проведенное в кружке, было для Григорьева "настоящею молодостью". "Все "народное", даже "местное", что окружало
мое воспитание, – писал он впоследствии, – все, что я на время успел почти заглушить в себе, отдавшись могуществен- |
|
дочерей В., Леониду Яковлевну. Она была "замечательно изящна, очень умна, хорошенькая, талантлива, превосходная
музыкантша... Ум у нее был очень живой, но характер очень сдержанный и осторожный. Григорьев часто с досадой называл ее пуританкой.
Противоположностей в ней было масса, даже в наружности. Прекрасные, густейшие, даже с синеватым отливом, как у цыганки, волосы и голубые,
большие, прекрасные глаза. С ее стороны не было взаимности никакой".
Трагизм всему положению придавало еще то, что Григорьев был давно женат, имел трех сыновей.
В 1856-м, а быть может, и в начале 1857 года, Л. Я. вышла замуж за инженер-поручика, помещика
Чембарского уезда Пензенской губернии и драматурга, автора комедий "Купец-лабазник" и "Омут", из которых первая по
дарованию не уступала знаменитому "Банкроту" Островского, Михаила Николаевича Владыкина (род. 1830, ум. 1887) и уехала из
Москвы на родину мужа.
Вот кто был тот "светлый сильф с душой из крепкой стали", которого "так любить другому, кто б он ни был - невозможно". Ясно, что "Цыганская
венгерка", написанная в 1856-1857 годы, была заключительным аккордом разыгравшейся драмы. |
ным веяниям науки и литературы, поднимается в душе с нежданною силою и растет,
растет до фантастической, исключительной веры, до нетерпимости, до пропаганды"... В одном письме из-за границы вспоминает он собрания кружка,
известного в истории литературы под названием "молодой редакции Москвитянина", хотя далеко не все его члены работали в этом журнале Погодина.
Собрания происходили нередко в винном погребке, "в милом погребке друга нашего Михайлы Ефремыча (который тоже допился до бесов) – под звуки венгерки в
две гитары... месте беспутства и поэзии, монологов из "Маскарада" в пьяном образе, заветных песен "Улетает мой
соколик", "Вспомни", "Дороженька", "Пряха", – вдохновенных и могучих речей Островского, остроумия Евгения, голосов Филиппова
и Михайлы Ефремова, серьезности и остервенения Садовского, тонкого ума Дмитрия Визара, метеорства покойника Дьякова... всего, всего, что называется молодость,
беспутство, любовь, безумие, безобразие, поэзия"...
В 1851 году Григорьев познакомился с семьею Якова Ивановича В., бывшего воспитателем в мужском отделении Воспитательного дома в Москве. Григорьев в этом среднем |
Иллюстрации из оригинала статьи
Влад. Княжнина "Аполлон Григорьев и цыганы"
(Столица и усадьба, № 73, 1917, стр. 23). |
Чибиряк, чибиряк,
чибиряшечка,
С голубыми ты глазами,
моя душечка!
Замолчи, не занывай,
Лопни, квинта злая!
Ты про них не поминай...
Без тебя их знаю!
В них хоть раз бы
поглядеть
Прямо, ясно, смело...
А потом и умереть
Плевое уж дело! И еще:
Басан, басан, басана,
Басаната, басаната,
Ты другому отдана
Без возрата,
без возврата...
Что за дело, ты моя!
Разве любит он, как я?
Нет - уж это дудки!
Доля злая ты моя,
Глупы эти шутки!
Нам с тобой, моя душа,
Жизнью жить одною,
Жизнь вдвоем так хороша,
Порознь - горе злое!
Эх, ты жизнь, моя жизнь...
К сердцу сердцем
прижмись!
На тебе греха не будет,
А меня пусть люди судят,
Меня Бог простит...
Что не ноешь ты, мое
Ретиво сердечко?
Я увижу ль у нее
На руке колечко!...
Басан, басан, басана,
Басаната, басаната,
Ты другому отдана
Без возврата,
без возврата!
Эх-на ты, завей
Веревочкой горе...
Загуляй да запей,
Топи тоску в море! |
|
учебном заведении преподавал словесность. Я. И. В. был по духу и воспитанию русским: Москва была его родиной. По религии он был кальвинист. Чистый математик по образованию, полученному
в одном из швейцарских университетов, он, однако, занимался преподаванием, "parler francais", что было в те времена более выгодным занятием. Жили В. в главном корпусе здания, и во время большой перемены
Я. И. нередко приглашал учителей к себе "выкурить трубку". Но из всей учительской массы только один Апол.
Алекс, по его же выражению, "пришелся ко двору" и стал настоящим
знакомым. Вскоре он сблизился с мужской половиной семьи, так как был, по
словам лица, сообщившего нам эти сведения, "очень приятным собеседником
- умный, подвижный, живой, обладал большим запасом разнообразных знаний.
Была у него довольно большая библиотека". Под предлогом снабжать книгами
женскую половину семьи он стал часто заходить. И таким-то образом
полюбил одну из |
|
"Цыганская венгерка", "тоскливый разгул погибшего счастья", по словам Фета, была прощаньем с невозвратимым прошлым... "Для
одной только женщины, писал Григорьев, в мире мог я из бродяги-бессемейника, кочевника, обратиться в почтенного и,
может быть (чего не может быть?), в нравственного мещанина... Да нет! Зачем хочу я намеренно бросить тень насмешки на то, что
было свято как молитва, полно как жизнь, с чем сливались и вера в борьбу, на чем выросла и окрепла религия свободы?... Зовите
меня сумасшедшим, друг мой, но я и умирая не поверю, чтобы эта женщина была не то, чем душа моя ее знала"...
Любовь, Москва, вторая "настоящая молодость" в кружке Островского, дружба с цыганами, все минуло. Из-за границы
Григорьев, как в дни юности, вернулся в Петербург, где и застигла его преждевременная смерть.
Влад. КНЯЖНИН |
|
|