ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Столица и усадьба, 1917, № 73

Влад. Княжнин. Аполлон Григорьев и цыганы. // Столица и усадьба, 1917, № 73, с. 21-23.
 

Об авторе:

Княжнин Владимир Николаевич (псевд.; наст. фам. – Ивойлов; 1883-1942) – русский поэт, кри­тик, лите­ратуровед, библиограф. Автор многих литературовед­ческих статей. Издавал сочинения Апол­лона Григо­рьева, серьезно зани­мался изуче­нием его творчества. Многие годы близко общался с А. А. Блоком, о котором написал книгу воспомина­ний (Княжнин В. Александр Алек­сандрович Блок. – [Пг.; указ.: Пб.]: "Колос", 1922). Статья В. Н. Кня­жнина "Аполлон Григорьев и цыганы" была опуб­ликована в жур­нале "Столица и усадьба" в 1917 году (№ 73, с. 21-23); в 1989-ом перепечатана журналом "Наше на­следие" (№ 4, с. 117-119) в руб­рике "По страни­цам старых журна­лов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

непосвященных касается недавней своей раны. Благородно ли, однако, спрашивает Григорьев, пытаться говорить о том, что нужно осторожно беречь, лелеять, свято чтить? И отвечает:

Да! это безобразно и ничтожно...
Я знаю сам... Но так тебя любить
Другому, кто б он ни был - невозможно...
Где б ни был я, куда б судьба меня
Ни бросила - с собой мечту одну я
Ношу везде: в толпе ли, в шуме ль дня,
Один ли, в ночь бессонную тоскуя,
Как молодость, как свет, как благодать
Зову тебя!!

  Первую половину 1850-х годов Аполлон Григо­рьев считал самою лучшею, самою светлою порою своей жизни. Цельным и ярким явлением в мос­ковской жизни 50-х годов был кружок, образовав­шийся вокруг Островского. Люди этого кружка и задушевные сходки подробно описаны С. В. Макси­мовым и И. Ф. Горбуновым.
  Время, проведенное в кружке, было для Григо­рьева "настоящею моло­достью". "Все "народное", даже "местное", что окру­жало мое воспитание, – писал он впоследствии, – все, что я на время успел почти  заглушить  в  себе,  отдавшись могуществен-

 

дочерей В., Леониду Яковлевну. Она была "заме­чательно изящна, очень умна, хорошенькая, талан­тлива, превосходная музыкантша... Ум у нее был очень живой, но характер очень сдержанный и осторожный. Григорьев часто с досадой называл ее пуританкой. Противоположностей в ней было мас­са, даже в наружности. Прекрасные, густейшие, даже с синеватым отливом, как у цыганки, волосы и голу­бые, большие, прекрасные глаза. С ее стороны не было взаимности никакой".

  Трагизм всему положению придавало еще то, что Григорьев был давно женат, имел трех сыновей.

  В 1856-м, а быть может, и в начале 1857 года, Л. Я. вышла замуж за инженер-поручика, помещика Чембарского уезда Пензенской губернии и драма­турга, автора комедий "Купец-лабазник" и "Омут", из которых первая по дарованию не уступала знаменитому "Банкроту" Островского, Михаила Николаевича Владыкина (род. 1830, ум. 1887) и уехала из Москвы на родину мужа.
  Вот кто был тот "светлый сильф с душой из крепкой стали", которого "так любить другому, кто б он ни был - невозможно". Ясно, что "Цыганская венгерка", написанная в 1856-1857 годы, была заключительным аккордом разыгравшейся драмы.

ным веяниям науки и ли­тературы, поднимается в душе с нежданною силою и растет, растет до фан­тастической, исключите­льной веры, до нетерпи­мости, до пропаганды"... В одном письме из-за гра­ницы вспоминает он со­брания кружка, извест­ного в истории литерату­ры под названием "моло­дой реда­кции Москвитя­нина", хотя далеко не все его члены работали в этом журнале Погодина. Собрания про­исходили не­редко в винном погребке, "в милом пог­ребке друга нашего Ми­хайлы Ефремы­ча (который тоже допился до бесов) – под звуки венгерки в две гитары... месте беспутства и поэ­зии, монологов из "Маска­рада" в пьяном об­разе, заветных песен "Улетает мой соколик", "Вспомни", "Дороженька", "Пряха", – вдохновенных и могучих речей Остров­ского, остро­умия Евгения, голосов Фи­липпова и Ми­хайлы Ефре­мова, серьез­ности и остер­венения Садовского, тон­кого ума Дмитрия Визара, метеор­ства покойника Дья­кова... всего, всего, что на­зы­вается молодость, бес­пут­ство, любовь, безу­мие, безо­бразие, поэ­зия"...
  В 1851 году Григорьев познакомился с семьею Якова Ивановича В., быв­шего воспитателем в муж­ском отделении Воспита­тельного дома в Москве. Григорьев в этом  среднем


Иллюстрации из оригинала статьи
Влад. Княжнина "Аполлон Григорьев и цыганы"

(Столица и усадьба, № 73, 1917, стр. 23).

Чибиряк, чибиряк,
      чибиряшечка,
С голубыми ты глазами,
      моя душечка!
Замолчи, не занывай,
Лопни, квинта злая!
Ты про них не поминай...
Без тебя их знаю!
В них хоть раз бы
      поглядеть
Прямо, ясно, смело...
А потом и умереть
Плевое уж дело!

И еще:

Басан, басан, басана,
Басаната, басаната,
Ты другому отдана
Без возрата,
      без возврата...
Что за дело, ты моя!
Разве любит он, как я?
Нет - уж это дудки!
Доля злая ты моя,
Глупы эти шутки!
Нам с тобой, моя душа,
Жизнью жить одною,
Жизнь вдвоем так хороша,
Порознь - горе злое!
Эх, ты жизнь, моя жизнь...
К сердцу сердцем
        прижмись!
На тебе греха не будет,
А меня пусть люди судят,
Меня Бог простит...
Что не ноешь ты, мое
Ретиво сердечко?
Я увижу ль у нее
На руке колечко!...
Басан, басан, басана,
Басаната, басаната,
Ты другому отдана
Без возврата,
      без возврата!
Эх-на ты, завей
Веревочкой горе...
Загуляй да запей,
Топи тоску в море!

учебном заведении преподавал словесность. Я. И. В. был по духу и воспитанию русским: Москва была его родиной. По религии он был кальвинист. Чистый математик по образованию, полученному в одном из швейцарских университетов, он, однако, занимался преподаванием, "parler francais", что было в те времена более выгодным занятием. Жили В. в главном корпусе здания, и во время большой перемены Я. И. нередко приглашал учителей к себе "выкурить трубку". Но из всей учительской массы только один Апол. Алекс, по его же выражению, "пришелся ко двору" и стал настоящим знакомым. Вскоре он сблизился с мужской половиной семьи, так как был, по словам лица, сообщившего нам эти сведения, "очень приятным собеседником - умный, подвижный, живой, обладал большим запасом разнообразных знаний. Была у него довольно большая библиотека". Под предлогом снабжать книгами женскую половину семьи он стал часто заходить.  И таким-то  образом  полюбил одну  из

 

  "Цыганская венгерка", "тоскливый разгул погиб­шего счастья", по словам Фета, была прощаньем с невозвратимым прошлым... "Для одной только женщины, писал Григорьев, в мире мог я из бродяги-бессемейника, кочевника, обратиться в почтенного и, может быть (чего не может быть?), в нравственного мещанина... Да нет! Зачем хочу я намеренно бросить тень насмешки на то, что было свято как молитва, полно как жизнь, с чем сливались и вера в борьбу, на чем выросла и окрепла религия свободы?... Зовите меня сумасшедшим, друг мой, но я и умирая не поверю, чтобы эта женщина была не то, чем душа моя ее знала"...
  Любовь, Москва, вторая "настоящая молодость" в кружке Островского, дружба с цыганами, все минуло. Из-за границы Григорьев, как в дни юности, вернулся в Петербург, где и застигла его прежде­временная смерть.

Влад. КНЯЖНИН


1 2 3
Рейтинг@Mail.ru