ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 302


нередко звучали впервые исполняемые в России сочинения. Здесь учили понимать музыку. Всей Москве были известны музыкальные салоны Виельгорского, Волконской, Грибоедова, Апраксина.
  Старинная московская улица Знаменка соединяет Кремль с Арбатской площадью. До наших дней на Знаменке сохранился дворец графа Апраксина, в котором находился его музыкальный салон. В течение нескольких лет путь автора этих строк в консерваторию проходил по Знаменке. Но тогда я не знал, что здесь, во дворце Апраксина, неоднократно выступал Ф. Сор. Еще в 1813 году добрейший хозяин дворца — Степан Степанович Апраксин предоставил зал, вмещающий тысячу слушателей, для концертов и спектаклей. В 1824 году «Московские ведомости» сообщили, что 3 марта состоится «большой вокально-инструментальный концерт в доме его превосходительства Степана Степановича Апраксина, в котором будут петь г-жа Анти, г.г. Перуцци и Този, играть на фортепьяно г-н Филд, на гитаре г. Сор, он же разные пьесы на арфе». Все названные участники концерта — прославленные артисты того времени. По словам В. Одоевского, колоратурное сопрано Л. Анти была одной из лучших певиц XIX века.
  С именем ирландского композитора и пианиста Джона Филда связана еще одна яркая страница русского фортепьянного искусства. В Москве Фернандо Сор и Джон Филд часто выступали вместе. Нередко это были и благотворительные концерты в пользу престарелых и больных артистов. Возможно, через Джона Филда произошло знакомство Фернандо Сора с русским гитаристом Михаилом Тимофеевичем Высотским (1791-1837). Выходец из крепостной семьи, он лишь в двадцатидвухлетнем возрасте стал свободным человеком. Русская народная песня была основой творчества Высотского. Развивая традиции народных виртуозов, он создавал неповторимые образы импровизационного искусства. И это не могло не заинтересовать испанского гитариста. Итогом их встреч явилась «Фантазия на тему Сора», созданная Высотским. Облик русского музыканта-самородка сохранил художник В. Тропинин в портрете «Гитарист» (1823 г.). Высотскому посвятил стихотворение «Звуки» гениальный Михаил Лермонтов.

Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru