ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 294


памятника, достойного имени великого сына России.
  Интерес испанского композитора к личности русского императора мог возникнуть задолго до приезда в Россию. Ведь еще в 1808 году оккупация Испании Наполеоном резко изменила судьбу молодого композитора. Успех первой оперы, руководство музыкальной жизнью мадридского двора герцогини Альбы, где в то время работал и Гойя, — все сразу оборвалось. Сложная ситуация, в которой оказался Фернандо Сор, вынудила его покинуть Испанию навсегда. С тех пор он вел жизнь странствующего артиста, подолгу живя в Париже и Лондоне.
  В ноябре 1823 года Фернандо Сор приезжает в Россию. В Зимнем дворце высоко оценили талант испанского композитора. Музыка была неотъемлемой частью жизни царской семьи. Еще со времен Екатерины — бабушки великого князя Александра — в Эрмитажном театре постоянно устраивались концерты и спектакли. В них, помимо известных мастеров, выступали и члены царской фамилии. Это были домашние концерты, в которых принимал участие будущий император Александр, играя на скрипке. Он выступал в дуэтах с графом Платоном Зубовым, с графиней Варварой Головиной и со своей юной супругой — Елизаветой Алексеевной, блестяще владевшей фортепьяно и арфой.
  И вот — «Траурный марш на смерть Александра» Фернандо Сора. Сегодня об этом сочинении, кроме его названия, ничего не известно. «Марш» упоминается лишь в списках сочинений композитора. Обратившись к этим спискам, находим рядом с названием «Траурный марш» неутешительное примечание: «Нотный текст не сохранился». Мои поиски в нотных хранилищах, архивах и библиотеках Москвы и Петербурга долгое время были безрезультатными. Но однажды, придя в Рукописный отдел Российской государственной библиотеки, автор этих строк обратился к фонду графа Михаила Юрьевича Виельгорского.*
  Творческая деятельность Михаила Виельгорского, одного из ярких представителей русской музыкальной культуры первой половины ХIХ века, поражает своим масштабом. Во многом это было связано  с  его  необыкновенным  даром  общения.  Среди  друзей  и  знакомых  Виельгорского  —


* Рукописный отдел Российской государственной библиотеки. Фонд 48 Веневитиновых-Виельгорских.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru