Биографические сведения о В. С. Алферьеве крайне скудны и отрывочны. Наиболее полную и развернутую информацию о нем оставил
Б. Л. Вольман в книгах «Гитара в России» (1961) и «Русские нотные издания XIX - начала XX
века» (1970): «О развитии гитарного искусства первых двух десятилетий XIX века в России можно судить по нотной литературе, которая
печаталась наиболее видными гитаристами любителями и профессионалами. Здесь мы встречаемся с пьесами как для шестиструнной, так и для семиструнной гитары,
сольными и ансамблевыми. <...>
Лица, дававшие уроки игры на гитаре, выпускали нотные журналы, служившие подспорьем в их педагогической деятельности. Так, например, на протяжении 1803
года издавался в Москве гитарный журнал А. Свинтитского. Он выходил два раза в месяц и включал в себя вариации на русские песни для одной, иногда для двух
гитар и танцевальную музыку. Попытку издания гитарного журнала сделал в 1807 году и московский музыкальный издатель Ж. Пейрон, но особого успеха она не
имела. Известно, что в вышедших трех номерах его журнала были помещены отрывки из пользовавшейся тогда шумным успехом оперы "Днепровская русалка" в переложении для гитары Кетлера.
Более значительной представляется деятельность Василия Сергеевича Алферьева (род. 1785). В 1808 году он начал издание гитарного журнала педагогического
назначения, названного им "Русский карманный песенник для семиструнной гитары". Он выходил ежемесячно. В первых десяти "книжках", как указывалось в объявлениях,
было помещено "56 употребительнейших песен, в том числе шесть новейших со словами", пьесы танцевальной музыки и "Цыганская пляска" из "Русалки". Журнал
Алферьева издавался в 1809-1810 годах, а, возможно, и вплоть до нашествия французов, когда Алферьев уехал в Петербург. Вернувшись в Москву, в 1814 году он
сообщил: "Возвратясь недавно в Москву и узнав о желании некоторых господ, любителей музыки, иметь от меня уроки на гитаре, как их, так и не получивших
четыре номера моего журнала и делавших мне разные по музыке поручения, уведомляю, что я живу за Покровскими воротами, в переулке, идущем к церкви
Введения в Барашах, во флигеле сгоревшего дома родителя моего" ("Московские ведомости", 1814, № 42).
Алферьев любил старинную русскую песню, интересовался фольклором, занимался литературной деятельностью. Он был близок с выдающимся музыкально-общественным
деятелем той поры, пропагандистом русской музыки, композитором Д. Н. Кашиным. Когда издавался известный Сборник русских народных песен Кашина, Алферьев
занимался подготовкой песенных текстов для этого сборника. В 1835 году Алферьев выпустил книжку "Для русских святок", где, кроме описания святочных игр,
обрядов, песен, были помещены тексты подблюдных песен с музыкой, гармонизованных Кашиным. Из музыкальных сочинений Алферьева в журнале "Соревнователь просвещения
и благотворения" за 1818 год был напечатан его романс "Надежда" на стихи П. С. Кайсарова с аккомпанементом гитары или фортепьяно. В 30-х годах им был
опубликован ряд романсов с таким же аккомпанементом на слова В. А. Жуковского – "Младенец" ("В бурю, в легком челноке"), "Тоска по милом" ("Дубрава шумит"),
баллада "Братоубийца" и др. »
Вольман Б. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства.
Л.: Музгиз, 1961. С. 56, 57-58.
«Много произведений для гитары на темы из опер Паизиелло, Буальдьё и других иностранных композиторов было опубликовано А. Сихрой. Привлекала внимание
гитаристов и опера "Днепровская русалка", на темы которой издавались вариации Алферьева, Гартмана и Свинтицкого. <...>
Представлены в печати и ансамбли для гитары и скрипки (Алферьева, Сихры), гитары и флейты (Гауде, Фюрстенау и Фабра).
Было издано много французских романсов с сопровождением гитары. Танцевальная музыка для гитары сочинялась почти исключительно Алферьевым. <...>
В нотных каталогах 1806 года Ленгольда, Рейнсдорпа и Керцелли приведено содержание «Журнала для семиструнной гитары» А. Свинтицкого. Он издавался в
Москве в 1803 году и выходил дважды в месяц. В выпущенных 24 номерах журнала были напечатаны русские песни с вариациями и танцы.
В 1807 году московским музыкальным издательством Ж. Пейрона стал так же выпускаться журнал для семиструнной гитары. Известно, что в первых трех номерах
были помещены «новой польский, кадриль, экосез и ария, соч. Кетлера на разные темы из оп. Русалки».
Более подробные сведения сохранились о гитарном журнале, к сожалению до сих пор не обнаруженном, издававшемся одним из наиболее видных московских гитаристов
— Василием Сергеевичем Алферьевым. Журнал носил название «Русский карманный песенник для семиструнной гитары». В библиографическом указателе Н. Лисовского*
сказано, что издавался он только в 1810 году. В действительности журнал Алферьева был основан в 1808 году. Уже к концу этого года, когда вышло десять
номеров, в них было помещено «56 употребительнейших песен. В сем числе 6 новейших со словами, 15 нов. экосезов, вальсов, кадрилей и пр., и цыганская пляска из Русалки».
Издание журнала продолжалось и в последующие годы, причем, кроме танцевальной музыки и обработок народных песен, в нем были помещены обработки пьес Штейбельта
(«Камаринская»), Аксенова («Мне жить в городе хотелось» с вариациями) и др.»
Вольман Б. Л. Русские нотные издания XIX – начала XX века.
Л.: Музыка, 1970. С. 21, 56.
Заслуживают внимания сообщения о В. С. Алферьеве и в некоторых других изданиях.
А. В. Ширялин о «сподвижнике Сихры раннего периода становления его
гитарной школы» в «Поэме о гитаре» (1994) пишет:
«Василий Сергеевич Алферьев (родился в 1785 году) происходил из старинного дворянского рода Алферьевых (Олферьевых). В 1807 году появляется
в печати фантазия на русскую народную песню «Чем тебя я огорчила» Алферьева, в 1808 году начинается издание ежемесячного журнала под названием «Русский
карманный песенник для семиструнной гитары». С 1 января «Московские Ведомости» объявляют о выходе этого журнала, который пользуется большим
успехом. Журнал выходит в 1809 и 1810 годах. На его страницах печатались русские песни с вариациями (свои обработки или других авторов), оригинальные
пьесы, переложения арий из опер.
В 1818—1821 годах Алферьев публикует несколько своих романсов на стихи Гёте, Жуковского и других поэтов в сопровождении гитары или фортепиано. В
1832 году выпускает книжку «Загадки на святки в стихах», а в 1835-м — «Для русских святок песни, музыка и гадание в двух книгах». В них описания
святочных игр, обрядов, подблюдные песни с текстом и музыкой в гармонизации Д. Н. Кашина, с которым Алферьев был дружен.
Патриотическая направленность, стремление к демократизации музыкального творчества — основные элементы гитарной деятельности Василия Сергеевича
Алферьева. Однако если его творчество в целом не уступало творчеству Сихры раннего периода, то в дальнейшем оно не получило импульса развития, будучи
обращенным к широкому любительскому кругу. Если Сихра с публикацией «Экзерсисов» и других виртуозных сочинений заявляет о новом, зрелом этапе
своего творчества, то Алферьев в то же самое время останавливается в своем росте, не осознавая, а может, не имея возможности постигнуть природу
углубленных исканий Сихры и Аксенова в развитии виртуозной концертной концепции инструмента.
Сихра ценил и уважал Алферьева: он посвятил ему пятый номер своего петербургского журнала.
Имя Алферьева упоминается в «Русском биографическом словаре», в «Критико-биографическом словаре» С. Венгерова и других источниках. Никаких
биографических сведений о нем пока не найдено. Год смерти неизвестен».
А. Ширялин. Поэма о гитаре.
М., Молодежная эстрада, 1994. С. 23.
О некоторых сочинениях Алферьева упоминается в сборнике Российской национальной библиотеки «Нотные издания в музыкальной жизни России:
Российские нотные издания XVIII – начала XX века» (СПб., 2003). Статья о нем имеется в словаре Г. Б. Бернандта и
И. М. Ямпольского «Кто писал о
музыке: био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР: Том 1 (А-И)» (М., Советский композитор, 1971. С. 32).
* Лисовский Николай Михайлович (1854-1920), библиограф, составитель и издатель справочника «Русская периодическая печать 1703-1894 гг.» (СПб.
1895-1902), переиздавался с добавлениями – «Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг. (Материалы для истории русской журналистики)» (Петроград, 1915). |